Рефераты. Роль финансирования в стабилизации российской экономики

 

Принятие новой редакции Генеральных условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций позволит включить в число потенциальных владельцев ГСО Пенсионный фонд РФ и управляющие компании и, таким образом, во исполнение Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" предоставить новые финансовые инструменты для инвестирования пенсионных накоплений.

В 2003-2005 гг. необходимо снизить барьеры для выхода розничных инвесторов на рынок государственного долга, прежде всего - за счет создания системы прямого инвестирования в государственные ценные бумаги через Национальную систему сбережений (НСС). Подобная система прямых заимствований, когда между заемщиком (государством) и кредитором отсутствуют промежуточные звенья, как свидетельствует международный опыт, может представлять значительный интерес для населения и, кроме того, создаст конкурентную среду на рынке вкладов населения.

В условиях предоставления РФ инвестиционного рейтинга и готовности нерезидентов расширить присутствие на рынке государственных облигаций вопрос их допуска на этот рынок заслуживает особого внимания. Приток в страну иностранной валюты в связи с сохранением высоких цен на нефть требует от денежных властей серьезных мер, направленных на одновременное сохранение стабильности валютного курса и снижение уровня инфляции. Дополнительное поступление иностранной валюты для инвестирования в государственные ценные бумаги может усугубить ситуацию на валютном рынке и привести к росту монетарной инфляции. Кроме того, как свидетельствует опыт 1997-1998 гг., отсутствие действенных ограничений на рынке государственных ценных бумаг для нерезидентов может привести к негативным последствиям в случае изменения ситуации на мировых рынках.

В связи с изложенным, целесообразно придерживаться консервативной позиции по допуску иностранных инвесторов на рынок ГКО-ОФЗ, направленной на постепенное увеличение иностранных консервативных инвесторов на российском рынке.

Полноценный финансовый рынок инструментов с фиксированной доходностью состоит из трех сегментов: государственных, субфедеральных и корпоративных долговых инструментов. В настоящее время все большее значение приобретает сегмент заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Диверсифицированный качественный портфель консервативных инвесторов (пенсионные фонды, страховые организации, инвестиционные фонды) должен включать и субфедеральные, и муниципальные ценные бумаги, что накладывает особые требования на качество предлагаемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями финансовых инструментов.

Действующее в настоящее время бюджетное законодательство позволяет субъектам РФ и муниципальным образованиям выпускать долговые инструменты и одновременно содержит ряд требований к параметрам таких выпусков.

Так, предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня; размер дефицита бюджета субъекта не может превышать 15% объема доходов бюджета субъектов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета, соответственно, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта.

В случае отсутствия указанных параметров в Законе о бюджете субъекта Федерации, местном бюджете на текущий финансовый год (или их несоответствия установленным ограничениям) заимствования не допускаются.

В 2001-2003 гг. наблюдалась активизация этого рынка: многие субъекты РФ прибегают к заимствованиям с финансового рынка с целью финансирования дефицита бюджета. Вместе с тем, субъекты пока недостаточно используют существующие возможности финансового рынка: суммарный объем долга субъектов на 1 января 2003 г. составил 217,7 млрд. руб., при этом общий объем ценных бумаг в долге составлял всего 17,2%.

При этом в 1998-2002 гг. Минфином РФ осуществлена государственная регистрация 124 условий эмиссии и обращения ценных бумаг 29 субъектов РФ и 11 муниципальных образова-ний, которые за последние два завершенных финансовых года привлекли средства в свои бюджеты на сумму около 40 млрд. руб.

В 2002 г. объем привлечения по ценным бумагам субъектов РФ почти втрое увеличился по сравнению с аналогичным показателем в 2000 г. (2000 г. - 10 млрд. руб., 2002 г. - около 28 млрд. руб.), что свидетельствует о возрождении и активизации данного сегмента долгового рынка. По состоянию на 1 сентября 2003 г. привлечение по ценным бумагам субъектов РФ составило 26,5 млрд. руб.

В 2003 г. (по состоянию на 15 октября 2003 г.) Минфином РФ осуществлена государственная регистрация 46 условий эмиссии ценных бумаг 19 субъектов РФ и пяти муниципальных образований. Основная доля ценных бумаг субъектов обращается на Московской и Санкт-Петербургской валютных биржах. На ММВБ обращаются 37 выпусков 15 эмитентов - субъектов РФ на общую сумму 64,5 млрд. руб. по номиналу и 5 выпусков 4 эмитентов - муниципальных образований на общую сумму 1,8 млрд. руб. по номиналу, на СПВБ - облигации 11 субъектов РФ и 2 муниципальных образований. В настоящее время подавляющее число субъектов РФ выдерживают жесткие нормативы, предусмотренные бюджетным законодательством.

Это подтверждает анализ соответствия бюджетов субъектов РФ нормам Бюджетного кодекса РФ в 2001-2002 гг., сделанный на основании данных из отчетов об использовании в 2001-2002 гг. консолидированных бюджетов субъектов РФ за соответствующий период (в размере региональных бюджетов).

Так, из имеющих по состоянию на 1 января 2003 г. государственный долг 83 регионов только 5 субъектов РФ не удовлетворяют требованиям Бюджетного кодекса по объему долга, а один субъект РФ по состоянию на указанную дату не удовлетворяет установленным требованиям к объему расходов на обслуживание.

Развитие долговых рынков субъектов РФ и муниципальных образований требует повышенной степени прозрачности эмитента. Повышение прозрачности рынка вызывает у инвесторов интерес к размещенным выпускам, что позволяет таким эмитентам - субъектам РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Белгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ, размещать свои долговые обязательства с доходностью, превышающей доходность федеральных государственных ценных бумаг на 2-5%.[2]

 

 

 

 

 

II. Финансирование со стороны государства

2.1 Развитие межбюджетных отношений

   Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

   Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

   Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

·             распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

·             разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

·             равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

·             выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

·             равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

   В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.

   В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.