Рефераты. Роль финансирования в стабилизации российской экономики

10.В 1995 году в обращения были выпущены казначейские обязательства (не те КО 90-ого года для населения), эмиссия осуществлялась в целях финансирования бюджетного дефицита. Ими можно было погашать налоговые платежи перед бюджетом, рассчитываться с другими предприятиями. После 5 индоссаментов (передаточная надпись на векселе) они могли поступать на свободный рынок. Доходность была 40% годовых, безбумажная форма, т. е. аналогично векселям.

По требованию МВФ выпуск КО прекращен, так как их посчитали денежным суррогатом, т. е. инфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

11.В 1995 году также выпущены казначейские векселя сроком обращения 10 лет, которые получили банки, потому что бюджет был им должен за льготное кредитование с/х предприятий.

В заключение отмечу, что эмитентом государственных ценных бумаг в Российской Федерации выступает Минфин, а основным оператором по ним Банк России. Тогда возникает вопрос: в какой мере ценообразование на государственные ценные бумаги может быть отнесено к банковскому. Проблема состоит в том, что коммерческие банки не имеют прямого отношения к эмиссии этого вида ценных бумаг и их первичному распространению. Вместе с тем даже первичная продажа государственных ценных бумаг представляет собой операцию Центробанка, которая проводится на открытом рынке и в которую вовлекаются коммерческие банки. В последующем же они превращаются едва ли не в главных продавцов и покупателей государственных ценных бумаг. Данные обстоятельства и позволяют рассматривать цены на эти бумаги в качестве цен на банковский продукт (или включать формирование цен на государственные ценные бумаги в банковское ценообразование).

 

1.6 Позитивное развитие

 

На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг.

Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов.

За 2001-2003 гг. значительно улучшились качественные характеристики рынка:

- снижен уровень доходности по государственным облигациям. Указанное уменьшение последовательно происходило в течение 2002-2003 гг. и было продиктовано складывающейся макроэкономической и бюджетной ситуацией: значительным положительным сальдо платежного баланса, значительным ростом золотовалютных резервов государства, исполнением в течение ряда лет федерального бюджета с профицитом. Благоприятная для Министерства финансов РФ макроэкономическая ситуация позволила значительно увеличить сроки государственных внутренних заимствований и оптимизировать платежный график по государственному внутреннему долгу в части недопущения возникновения пиков платежей при увеличении объемов заимствований. Кроме того, снижение доходности инструментов позволило достичь существенной экономии процентных расходов;

- стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами. Значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям. При этом наиболее значительный оборот на рынке приходится на "длинные" инструменты.

Размещение "длинных" инструментов позволило значительно удлинить долг. Средний срок до погашения государственных облигаций, торгуемых на организованном рынке ценных бумаг, составляет 3,15 года и 10,35 лет - по всему портфелю размещенных государственных ценных бумаг (на 27 октября 2003 г.);

- в течение 2002-2003 гг. увеличился объем торгуемого долга на 76% (со 160,3 млрд. руб. в начале 2002 г. до 282,1 млрд. руб. в октябре 2003 г.), его капитализация превысила номинал долга;

- в 2002-2003 гг. государственные внутренние заимствования заместили часть внешних займов без увеличения процентных расходов;

- сектора корпоративных и субфедеральных обязательств получили индикаторы как по стоимости денег, так и по "длине" размещаемых инструментов;

- переоформление обязательств, в том числе - в рыночные, позволило Банку России возобновить активные операции на открытом рынке и увеличить предложение рублевых инструментов на рынке за счет продажи части выпусков государственных облигаций из своего портфеля и активного проведения операций обратного модифицированного РЕПО, предусматривающее размещение облигаций из портфеля Банка России с их последующим выпуском. Объем задолженности по обратному модифицированному РЕПО на 27 октября 2003 г. составлял 55,5 млрд. руб. Таким образом, объем торгуемого рынка ГКО-ОФЗ за счет операций Минфина РФ и Банка России возрос с 217,0 млрд. руб. в начале 2003 г. до 337,6 млрд. руб. в октябре 2003 г.

В соответствии с Долговой стратегией РФ в 2004 г. планируется увеличить объемы привлечений на внутреннем рынке. Программой государственных внутренних заимствований на 2004 г. предусмотрено привлечение средств на рынке государственных ценных бумаг в объеме 258,9 млрд. руб. против 169 млрд. руб. в 2003 г. и 132,7 млрд. руб. (рыночное привлечение) в 2002 г.

Кроме увеличения объемов торгуемого рынка, действия регуляторов рынка государственных ценных бумаг направлены на улучшение качественных показателей рынка. В Долговой стратегии определен ряд проблем, требующих решения регуляторами рынка в ближайшее время.

      Существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных участников, которые придерживаются консервативной стратегии, т. е. вкладывают средства с целью получения гарантированного дохода в течение длительного времени. Оборачиваемость выпусков, находящихся в их портфелях, крайне низка, что негативно сказывается на основных показателях качества рынка.

Одним из вариантов проведения политики в отношении крупных участников является установление лимита на долю выпуска государственных облигаций в портфеле одного инвестора - Сбербанка, иных кредитных организаций, а в будущем и пенсионных фондов, чей потенциальный спрос на ГКО-ОФЗ, предположительно, будет возрастать темпами, превышающими темп роста рынка.

Административные меры воздействия способны изменить ситуацию за относительно короткий срок, однако при этом неизбежно снижение объема привлеченных займов и рост аукционной доходности. Кроме того, ограничение инвестиций Сбербанка на рынке ГКО-ОФЗ вынудит его вкладывать средства населения в активы с более высоким уровнем риска.

Поэтому основные усилия регулирующих органов должны быть направлены на создание равных конкурентных условий.

В июле 2003 г. вступил в действие ряд новых нормативных документов, регулирующих размещение и обращение государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ) на организованном рынке ценных бумаг. В соответствии с указанными документами предусмотрено возрождение института первичных дилеров на рынке ГКО-ОФЗ, который существовал в 1997-1998 гг.

Появление первичных дилеров на рынке государственных ценных бумаг позволит не допустить концентрации значительной части выпуска у одного инвестора за счет обязательного присутствия всех первичных дилеров как при первичном размещении, так и на вторичном рынке.

Кроме того, Минфин РФ планирует ввести с 2004 г. практику размещения индикативных выпусков государственных облигаций со стандартными сроками обращения - 3 года, 5 и 10 лет. Особенностями таких выпусков должны стать их значительные объемы (не менее 30-40 млрд. руб.), ограничения на максимальную долю владения облигациями одним инвестором, возможность рыночного обмена индикативных выпусков облигаций по мере их устаревания на новые индикативные выпуски.

Размещение индикативных выпусков позволит создать стабильный ориентир по процентным ставкам для корпоративного сегмента финансового рынка и заимствований субъектов Российской Федерации.

Проведение пенсионной реформы и инвестирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии предполагает поступление на рынок внутреннего долга большого объема "длинных" средств консервативных инвесторов. Которые, как правило, держат бумагу до погашения, тем самым снижая ликвидность отдельных выпусков. Уже в 2003 г. средства таких инвесторов составили свыше 50 млрд. руб.

Учитывая возможность инвестирования пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, а также значительные объемы указанных накоплений, которые могут быть инвестированы в государственные облигации в ближайшие годы, вложение только в обращающиеся на рынке государственные обязательства приведет к концентрации государственных ценных бумаг у "пассивных" инвесторов и снижению ликвидности рынка внутреннего долга. В целях предотвращения указанной ситуации на рынке внутреннего долга необходима сегментация рынка (разделение рынков для инвесторов с различными инвестиционными целями) путем выпуска в обращение специальных государственных ценных бумаг для институциональных инвесторов, в частности, государственных сберегательных облигаций с фиксированным купоном.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.