Рефераты. Роль денег в рыночной экономике

В этом же контексте необходимо учитывать степень развития в той или иной стране рыночных отношений, соответствующих функциональных механизмов, в том числе банковско-кредитных структур, которые обеспечивают результативность монетарной политики. Денежно-кредитная политика как составляющая экономических методов регулирования хозяйственных процессов является альтернативой директивного управления. Поэтому в странах с переходной экономикой, где значительную часть последней составляет государственный сектор и поэтому органически объединяется рыночные и административные методы управления, возможности использования в полном объеме наработанного мировой практикой арсенала денежно-кредитной политики являются ограниченными. Соответственно этому ограниченными должны быть и цели денежно-кредитной политики.

Выбор направлений денежно-кредитной политики, ее целей и механизмов должны учитывать и внешнеэкономические позиции страны. в какой степени экономика является открытой и интегрированной в мировой экономический простор. Таким образом, в условиях открытой экономики и функционирования системы фиксированных курсов институционные методы относительно управления денежной массой теряют свою эффективность. ЕЕ динамика определяется действием внешних показателей. Поэтому следует органично объединять концептуальную логику с конкретными заданиями денежно-кредитной и валютной политики, которую проводит то или иное государство, несогласованность и противоречия между ними являются крайне деструктивными.

4. Образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию.

С помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы, инфляцию.

Рыночная система приводит к существенному неравенству в распределении денежного дохода, а значит, и в распределении национального продукта между индивидуальными производителями. Даже в развитых странах с рыночной экономикой проблема богатых и бедных остается достаточно острой. Поэтому государство должно создавать механизмы уменьшения неравенства доходов. К таким механизмам относятся система налогообложения доходов предпринимателей и наемных работников, трансфертные платежи, ценообразование.

Так, в ряде стран перераспределение доходов между слоями населения обеспечивает система прогрессивного налогообложения. За счет трансфертных платежей выплачивается помощь бедным, инвалидам. а также по безработице. Программы социальной помощи предусматривают финансовую помощь больным, пенсионерам, людям пожилого возраста. Государство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, т. е. модификации цен, которые устанавливаются рыночными силами. пример такого вмешательства – гарантированные цены на сельскохозяйственные товары фермерам и минимальные тарифные ставки.

Объектом финансово-кредитного регулирования экономики является соотношение между товарной и денежной массой, которое должно быть сбалансированным, иначе говоря, в обороте должна находиться определенная сумма денег. Для обеспечения нормального финансово-кредитного регулирования государство должно содействовать формированию двухуровневой банковской системы, которая состоит из центрального эмиссионного банка (верхний уровень) и сети коммерческих банков и других коммерческих институтов, а именно: сберегательных банков, инвестиционных и страховых компаний (нижний уровень). Кроме того, правительство должно содействовать созданию рынка ценных бумаг и механизма их действия.

Деятельность правительства может дать два противоположных результата в зависимости от того, как она осуществляется. В целом государственная политика может быть и фискальной, связанной с использованием государственных налогов и расходованием бюджетных средств, или монетарной, направленной на регулирование денежного оборота и количества кредитных средств в экономике.

Государственный бюджет как экономическая категория отображает реальные экономические отношения между государством и другими экономическими субъектами по поводу создания и использование централизованного фонда денежных ресурсов страны, предназначенных для использования функций государства путем распределения и перераспределения ВВП.

Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости НД.

На стадии первичного распределения НД в Государственном бюджете концентрируются денежные ресурсы в виде:

-         части налога на дополнительную стоимость;

-         отчислений на социальное страхование.

На стадии вторичного перераспределения НД часть доходов предприятий и населения концентрируются в Государственном бюджете для дальнейшего перераспределения с целью удовлетворения общественных потребностей.

Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное хозяйственное воздействие. Для покрытия государственных расходов используется такой важный инструмент мобилизации финансовых средств, как налоги. Кроме того, последние используются для влияния на деятельность субъектов хозяйствования. При этом государственное регулирование с помощью налогов в решающей степени зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налогов.

В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это прежде всего государственные кредиты, субсидии и гарантии (поручительства), а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе. В целом государственные расходы можно представить как сумму выплат трансфертов (трансфертные платежи) и государственных закупок товаров и услуг.

Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо экономической услуги. К таким платежам относятся выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдельным гражданам, пособий ветеранам и т. д. Эти выплаты просто перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения.

Произвольное установление государственных цен, вызывающие перекосы в величине и структуре спроса может привести к инфляции – обесцениванию денег, снижению их покупательской способности. как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике.

Таким образом, повышение цен и обесценивание денег – это признаки инфляции. Причинами ее могут быть:

- несоответствие спроса на товары и услуги. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом государственного бюджета, который возникает тогда, когда доходы бюджета меньше затрат; чрезмерным инвестированием, когда объем инвестиций превышает возможности экономики и способствует сдерживанию роста потребления; опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда.

- монополизм предприятий в условиях свободного ценообразования, позволяющий монополистам существенно повышать цены на свою продукцию.

- деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии;

- диспропорции в самом производстве, углубление материально-финансового равновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования. Особенно показательными эти причины инфляции оказались в Украине.

- неверие населения в государственную экономическую политику. вследствие чего люди при первой возможности освобождаются от денег и превращают их в материальные ценности. Если бы экономика была стабильной и население доверяло правительству, стремление материализовать деньги было бы намного меньше и значительная часть их накапливалась бы в банках. Это уравнивало бы спрос и предложение, а деньги, которые сохранялись бы на личных счетах граждан, государство и банки могли бы направлять на расширение производства.

- Увеличение или уменьшение кредитов против нормальных потребностей, что ведет к нарушению денежного обращения. Расширение кредита, например, в Украине на капитальные вложения обусловили уменьшение текущего спроса.

- Сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов относятся к внешним причинам инфляции.

Сложность проблемы инфляции в том, что приспособить количество денег к количеству товаров необычайно трудно, а произвести бумажные деньги в желаемом размере не столь сложно и, главное, практически ничего не стоит. Это огромное искушение для тех, кто обладает правом создавать деньги.

Таким образом, как порождение товарного производства и обмена, деньги играют особенную роль общего эквивалента, выступают воплощением общественного богатства. Особенно усиливается роль денег в условиях усовершенствования и большего расширения современной рыночной организации общественного производства как формы товарного хозяйства.

Зная особенности денежной системы, состояние экономики, и направление ее развития, каждая страна выбирает наиболее приемлемый для нее вид реформ или методы урегулирования для оздоровления денежного обращения, укрепления национальной валюты, обеспечения ее максимально возможного стабильного курса.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики: Учебн. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 423 с.

2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Л. М. Максимова. А. В. Печникова и др., Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 622 с.

3. Петюх В. М. Ринкова экономiка: Настiльна книга дiловоi людини. – К. Урожай, 1995. – 432 с.

4. Гальчинський А. Теорiя грошей: Навч. Посiбник. – К.: Основи, 1998. – 415 с.

5. Фiнанси Украiни. 1 / 2007 Чухно А. А. природа сучасних грошей, кредиту та грошово-кредитноi полiтики. с. 3-16

6. Фiнанси Украiни. 9 / 1997 Чухно А. А. Капiтал, кредит, процент. Iх сутнiсть i роль в економiцi. с. 5-18.

7. Фiнанси Украiни. 3 / 2004 Евтух О. Т. Система законiв грошей i принципи iх використання. с. 27-34.

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.