Рефераты. Роль денег в рыночной экономике

Как следствие изменяется экономический статус не только лица Б, но и лица А. И кредитор и должник становятся не только собственниками денег, а собственниками капитала. Так происходит капитализация экономических отношений Одновременно следует учитывать, что в отношениях между кредитором и должником главным субъектом капитализации выступает не лицо А, как это кажется, а лицо Б – предприниматель, который берет деньги в кредит и обеспечивает их реальное самовозрастание.

В связи с развитием кредита и капитализации всего комплекса экономических отношений качественно новые признаки приобретает денежная система. Влияние кредита на развитие макроэкономических процессов совершается, прежде всего, через капитализацию денежных отношений.

Проявлением этого является раздвоение денежного сектора экономики на два относительно самостоятельных и одновременно органически связанных звеньев – денежную структуру, функцией которой остается обслуживание товарного обращения Т – Г – Т, и специфическую структуру денег, использование которых связано с обращением капитала Г – Т – Г. Соответственно этому в теории денег различают два понятия – «деньги как деньги» и «деньги как капитал». Их принципиальное отличие лежит в следующем. В первом случае имеется ввиду денежная форма, которая обеспечивает реализацию полученного дохода (заработной платы, дивиденда, пенсии). Выступая как простой посредник обмена, «деньги как деньги» репрезентируют в обращении абстрактную форму товара. Они обуславливают всю гамму потребительских стоимостей, на которую в процессе метаморфозы Г – Т может быть обменена та или иная сумма денег. Будучи элементарнейшей формой денежных отношений, «деньги как деньги» реализуют себя через две функции – меру стоимости (единицы измерения) и посредника (средства) обращения.

Принципиальным признаком денег как товара является то, что целью их применения есть не только обслуживание обмена товаров и получения благодаря этому необходимой на данный момент потребительской стоимости, а получение новой стоимости – большей величины, чем авансовая, такой стоимости, которая содержит соответствующий процент. Для денег, которые функционируют в роли капитала, получение такой стоимости становится самоцелью обращения: не новая потребительская, а дополнительная стоимость – вот главная цель обращения денег как капитала. В этом отношении обозначенная денежная форма выступает как общая иррациональная форма движения (обращения) капитала, абстрактное выражение его всеобъемлемого воплощения, как измененная форма денежного капитала.

Можно заключить, что благодаря развитию кредитных отношений происходит существенное усложнение не только структуры, а и сущности денег, наращивание их функциональных признаков, усложнение качественных характеристик. Необходимо учитывать и то, что сама денежная единица зависимо от того, какую сферу обращения она обслуживает (Т – Г – Т, или Г – Т – Г), может нести функции «денег как денег» или «денег как капитала». Переходя из сферы обслуживания обращения товаров в сферу, которая реализует обращение капитала, та или иная денежная единица получает обозначенные выше дополнительные функции; ее потребительская стоимость как денежной единицы наращивается. «Деньги как капитал» получают по сравнению с обыкновенной формой денег дополнительную потребительскую стоимость – кроме обслуживания простого товарооборота, они становятся орудием обеспечения обращения денежного капитала.

 

3.     Деньги как объект денежно-кредитного регулирования экономики промышленно развитых стран.

Денежные отношения реализуются в рамках действующей в той или иной стране денежной системы на институционных положениях. Институционное регулирование денежных отношений является одной из главных функций державы. Законодательными актами определяются основные функциональные звенья денежной системы – денежные знаки, которые наделяются государством законной платежной силой, формы безналичного обращения, порядок эмиссионного процесса и характер его кредитного обеспечения, механизм организации регулирования денежного обращения, нормативных валютных отношений. Законодательными нормами определяются также структура и функциональные обязанности денежно-кредитных институтов государства, способы их взаимодействия, основные принципы, направления и механизм реализации денежной политики, которую они совершают.

Поэтому можно констатировать. что как в целом весь комплекс денежных отношений, так и каждое отдельно взятое его звено реализуются на институционных положениях. Одновременно указанная особенность механизма формирования и реализации денежных отношений не только не противоречит, а наоборот – предусматривает действие в его структуре объективных положений, опирается на эти положения, отображает их динамику и характер развития.

Необходимо разграничивать стратегические цели денежно-кредитной политики – конечную цель и цели тактического порядка, которые определяют инструментарий и механизм ее реализации.

Институционализм политики, в том, что ее проводит государство в сфере денежного обращения и кредитных отношений, обуславливает ее общую подчиненность макроэкономическому заданию – обеспечить решение триединой цели: сбалансировать экономическое развитие, обеспечить оптимальную занятость и сдерживание инфляции. По своей определяющей функции и глобальным заданиям денежно-кредитная политика не является автономной. Как одно из самых важных структурных звеньев государственного регулирования макроэкономическими процессами, она направляется на реализацию их главных заданий. Здесь конечная цель денежно-кредитной политики сводится к основополагающим целям макроэкономической политики государства.

Общая целевая направленность денежно-кредитной политики не только не противоречит, а и предусматривает определение ее автономных целей. последние принято рассматривать в теории денег как тактические цели денежно-кредитной политики. Этим определением снова подчеркивается структурная упорядоченность всего комплекса механизмов денежно-кредитной политики макроэкономическим заданиям.

Целевой функцией монетарной политики тактического порядка является обеспечение внутренней стабильности денег. Такая стабильность имеет приоритетное значение в решении всего комплекса макроэкономических заданий, общеэкономическая стабильность определяется стабильностью денежного обращения, чтобы функционировать эффективно. рыночная экономика требует уверенности в денежной единице, использованной в расчетах. Поэтому обеспечение управляемости эмиссионными процессами и соответствующей стабильности денежного обращения – также непосредственная цель монетарной политики. Весь инструментарий монетарной политики должен быть направлен на достижение оптимального равновесия в соотношении между спросом и предложением денег, на удержание пропорции М Роль денег в рыночной экономике = М Роль денег в рыночной экономике, чтобы обеспечить стабильность денежного обращения.

Реализация этой же цели – одна из определяющих функций рынка денег. В структуре его механизма действуют стихийные защитные стабилизаторы-саморегуляторы, которые автоматически направляют развитие денежной системы в направлении установления относительного равновесия спроса и предложения денег. Ими являются ценовый стабилизатор, кредитный мультипликатор, механизм замещения, эластичность скорости обращения денег и другие механизмы рыночного механизма. В этом аспекте институционные принципы регулирования основных пропорций денежного обращения (соотношение М Роль денег в рыночной экономике = М Роль денег в рыночной экономике, которое используется государством) должны дополнять действие системы рыночной саморегуляции: с одной стороны, достраивать то, что рыночные стабилизаторы самостоятельно сделать не в состоянии, а с другой – способствовать созданию соответствующей рыночной среды. где названные рыночные структуры смогли бы реализовать себя в большей степени.

Такой подход полностью отвечает общим принципам государственного регулирования рыночной экономики. Его приоритетным заданием является создание необходимых условий эффективного функционирования рыночной системы, реализации рыночных сил.

При определении тактических заданий монетарной политики надо учитывать необходимость ее дифференциации относительно конкретной макроэкономической ситуации, характер развития экономического цикла. Тактика денежной политики должна быть гибкой. Она должна изменяться зависимо от условий при экономическом кризисе и в период активной рыночной конъюнктуры, высоких темпов экономического развития. Исходя из этого теория различает политику «дорогих денег» и политику «дешевых денег». В первом случае весь инструментарий монетарной политики упорядочивается согласно с динамикой экономического цикла сужению объемов денежной и кредитной эмиссии, во втором – наоборот: обеспечению доступности для субъектов экономической деятельности денежных и кредитных ресурсов.

Дифференциация тактических целей денежно-кредитной политики имеет и другой, довольно важный, аспект. В зависимости от экономической идеологии, которой отдают предпочтение главные структуры общества, она может быть направляться на стимулирование или пропозиции товаров, или платежеспособного спроса. Говорится про реализацию в первом случае монетаристского, а в другом – кейнсианского подходов к концептуальном определении общих принципов макроэкономического регулирования. Соответственно корректируется и целевая направленность и механизм осуществления денежно-кредитной политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.