Органы ценообразования и контроля цен субъектов РФ осуществляют регулирование цен в пределах своей компетенции на продукцию и услуги по перечню, установленному Правительством РФ. Учитывая специфику каждого региона, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на определенные виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций. Образованные в структуре органов ценообразования инспекции по контролю за ценами следят за соблюдением государственной дисциплины цен на территории субъекта РФ.
В целях совершенствования нормативной и правовой базы по вопросам осуществления ценовой политики органы законодательной власти субъектов РФ принимают региональные законы по различным вопросам ценообразования. Например, в Мурманской области областной Думой принят Закон «О порядке реализации отдельных видов продовольственных товаров», в Новосибирской области сессией областного совета принят Закон «О государственном регулировании цен и тарифов на социально значимые товары и услуги», в Ставропольском крае – Закон «О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов», Государственным Советом Удмуртской Республики принят Закон «О государственном регулировании цен (тарифов)».
Выполнение аналогичных функций, выполняемых на региональном уровне Комитетом по политике цен администрации Хабаровского края, возлагается на органы исполнительной власти всех субъектов РФ.
Наличие в структуре органов местного самоуправления, органов ценообразования и контроля цен не обязательно, т.к. не всегда необходимо в силу некоторых объективных причин. Наиболее значимой из них является масштаб регулируемой местными органами территории. В основном, органы ценообразования и контроля цен субъектов РФ делегируют часть своих полномочий органам местного самоуправления в части регулирования цен и тарифов на услуги предприятий и организаций, деятельность которых финансируется из бюджета муниципального образования.
Для примера возьмем деятельность такого органа местного самоуправления как администрация г. Хабаровска. Отдел по политике цен и заработной платы является структурным под разделением управления экономики, инвестиций и промышленной политики администрации г. Хабаровска. Отдел возглавляет начальник, которого назначает и освобождает от должности мэр г. Хабаровска по представлении начальника управления.
Орган по ценообразованию и контролю цен администрации края делегировал отделу по политике цен и заработной плате муниципального образования полномочия в части руководства ценами и тарифами на некоторые услуги, такие как:
- оплата населением жилья и коммунальных услуг, включая внутридомовое техническое обслуживание сетей;
- перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (кроме железнодорожного);
- наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания, при общеобразовательных школах, лицеях, училищах, вузах;
- ритуальные услуги;
- услуги водоснабжения и канализации, регулирование которых находится в ведении главы администрации города.
С участием комитетов, отраслевых отделов, управлений города отдел осуществляет разработку и подготовку соответствующих методических рекомендаций, документов, расчетов, необходимых для согласования платных (дополнительных) услуг, оказываемых муниципальными предприятиями, организациями, финансируемыми из бюджета города. Т.о., отдел по политике цен и заработной плате администрации г. Хабаровска является составной частью бюджетного процесса города, в связи с тем, что дефицит бюджета в настоящее время составляет не менее 50%, что делает невозможным функционирование предприятий, финансируемых из бюджета, и для поддержания их деятельности муниципальным предприятиям и организациям разрешено оказывать платные услуги. Данный процесс имеет и обратную сторону. Его целью является пополнение бюджета города, т.к. 10% прибыли, полученной от введения платной услуги, поступают в бюджет города. Контроль за этой деятельностью возложен на орган по ценообразованию администрации города. В своей деятельности отдел делает акцент на поддержание жизненно необходимых предприятий и учреждений для населения города, в части поддержания их дополнительными источниками финансирования и в то же время поддержания такого уровня цен и тарифов, которые бы позволяли населению беспрепятственно ими пользоваться.
Такова в общих чертах деятельность отдела по политике цен и заработной платы администрации г. Хабаровска. Рассмотренный материал дает представление и о деятельности органов ценообразования в других муниципальных образований РФ.
2.2. Структура управления ценообразованием в Хабаровском крае
Рассмотрим в качестве примера государственного регулирования цен на уровне субъекта РФ структуру управления ценообразованием в Хабаровском крае.
Орган регулирования и контроля цен в Хабаровском крае представлен Комитетом по политике цен администрации Хабаровского края (далее в тексте Комитет). Комитет имеет двойную структуру подчинения, что схематично представлено на рис.1.
Схема подчинения Комитета по политике
цен администрации Хабаровского края.
Департамент цен
Хабаровского края
Комитет по политике цен
С одной стороны, комитет является самостоятельным структурным подразделением аппарата администрации Хабаровского края и подчиняется непосредственно первому заместителю главы; администрации края по экономики. С другой стороны, являясь территориальным подразделением Департамента цен Минэкономики РФ, Комитет руководствуется указаниями Департамента. Т.о., Комитет отчитывается о своей работе и перед администрацией края, и перед Департаментом цен.
В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, постановлениями Правительства РФ, постановлениями и распоряжениям Главы администрации Хабаровского края, а также Положением о комитете, утвержденном постановлением Главы администрации края №267 от 07.07.97 г.
Основными задачами Комитета являются:
- осуществление реализации политики и законодательства РФ о ценообразовании на рынке края;
- регулирование цен, тарифов, наценок и надбавок, относящихся к компетенции Главы администрации края и непосредственно Комитета;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8