Развитие в России рыночных отношений изменило порядок финансирования бюджетных учреждений в экономике. Теперь они могут оказывать услуги не только на бесплатной, но и на платной основе и оставаться бюджетными учреждениями при условии направлении дополнительно полученных доходов только на расходные статьи, предусмотренные сметой, за исключением расходов на заработную плату.
Финансовая деятельность государства в отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое бюджетное учреждение, получив от главного распорядителя бюджетных ассигнований причитающуюся ему сумму, действует самостоятельно.
Самостоятельность бюджетных учреждений проявляется и в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап экономического развития страны характеризуется централизацией государственных финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета Федерального казначейства. С 1 января 2000 года все средства бюджетных учреждений, в том числе и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства. Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права «свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно заработанные бюджетными учреждениями их собственными средствами, которыми они могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.
Централизация государственных финансовых ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация внебюджетных источников лишает бюджетные учреждения инициативы в развитии и предоставлении населению необходимых объемов социальных услуг и заинтересованности в повышении качества обслуживания.
Переход бюджетных учреждений в рынок сделал возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые ранее не использовались. Изменился и механизм действия ранее используемых инструментов.
Такими новыми инструментами финансового механизма являются государственные минимальные социальные стандарты, лизинг, кредитование, налогообложение и пр. Зарождающиеся рыночные отношения в бюджетной сфере позволяют также использовать финансовый маркетинг, факторинг, франчайзинг и др. Особенно перспективным видится использование лизинговых отношений, которые пока в социально-культурной сфере отсутствуют.
Таким образом, бюджетные учреждения, функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых методов и инструментов в этой сфере, которые взаимодействуя между собой могут дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.
Таким образом, в этой работе я рассмотрела расходы бюджетной системы России на социальные цели, остановилась на некоторых проблемах, связанных с этим вопросом.
Хочется еще раз отметить необходимость приоритетного финансирования социальной сферы. От этого зависит будущее нашего государства, качество жизни, уровень рождаемости и смертности, квалификация и количество трудовых ресурсов.
Провозгласить государство социальным – и сделать его таковым – две совершенно различные вещи. Однако необходимо стремиться к подтверждению этого определения нашего государства, зафиксированного в Конституции РФ.
Код раздела
Название расхода
Сумма ( в тыс.рублей)
2001
2002
2003
1400
Образование
48 803 232,6
80 088 334,7
97671999,7
1401
Дошкольное образование
462 349,8
542 373,0
1 139 085,2
1402
Общее образование
872 807,2
1 361 193,0
1 965 134,1
1403
Начальное профессиональное образование
10 831 194,5
18 690 132,7
21 096 907,9
1404
Среднее профессиональное образование
6 748 725,8
10 228 152,2
12 484 641,0
1405
Переподготовка и повышение квалификации
692 075,0
1 111 503,8
1 370 720,9
1406
Высшее профессиональное образование
28 599 091,0
43 477 076,1
54 809 144,5
1407
Прочие расходы в области образования
596 989,3
4 677 903,9
4 806 366,1
1500
Культура, искусство и кинематография
6 384 746,4
10 292 505,8
14 056 249,1
1501
Культура и искусство
5 597 746,4
8 776 735,3
11 993 835,5
1502
Кинематография
772 200,0
1 500 942,3
2 047 198,2
1503
Прочие мероприятия в области культуры и искусства
14 800,0
14 828,2
15 215,4
1600
Средства массовой информации
6 230 693,1
10 264 830,2
11 954 913,8
1601
Телевидение и радиовещание
5 578 900,0
9 500 400,0
11 022 110,4
1602
Периодическая печать и издательства
455 340,2
471 640,2
608 013,4
1603
Прочие средства массовой информации
196 452,9
292 790,0
324 790,0
1700
Здравоохранение и физическая культура
22 206 589,7
31 908 141,6
39 344 750,0
1701
Здравоохранение
18 700 609,6
26 595 422,8
31 421 025,1
1702
Санитарно - эпидемиологический надзор
2 653 180,1
4052312,7
5 463 024,9
1703
Физическая культура и спорт
852 800,0
1 260 406,1
2 460 700,0
1800
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12