В организационную структуру Фонда социального страхования входят региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территориях субъектов РФ. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами. Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Как уже отмечалось, система медицинского страхования была принята законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года № 1499-1, который был введен в полном объеме с 1 января 1993 года. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ ( включая их филиалы), называемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ОМС). В отличие от других внебюджетных фондов система ОМС реализуется Федеральным и территориальными фондами ОМС, не зависимы друг от друга в организационном плане.
Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ; не входят в состав бюджетов, других фондов; изъятию не подлежат.
Финансовые средства Фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет:
• части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
• взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
• ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
• добровольных взносов юридических и физических лиц;
• доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
• нормированного страхового запаса финансовых средств Федерального фонда;
• поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством РФ.
За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) платят органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. «Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий» утверждается приказом Минздрава РФ. В соответствии с ним граждане России не обязаны платить за скорую неотложную помощь при плановой госпитализации. Право на получение этого объема медицинских услуг бесплатно граждане приобретают после вручения им страхового полиса. К сожалению, программа исходит не из потребностей населения в медицинской помощи и финансовых возможностей людей, а из жестких ограничений в объеме финансовых ресурсов, что влечет за собой существенное снижение количества койко-дней пребывания больных в стационаре и фактически не гарантирует бесплатного обеспечения дорогостоящими видами медицинской помощи.
Основу доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ составляют страховые взносы — свыше 95% общего объема доходов.
Рассмотрим бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2002г. Доходы бюджета Фонда составили в сумме 3.970 млн. руб., расходы – 3.960 млн. руб. Доходная и расходная части бюджета были повышены на 347 млн. руб. В 2002г. доходная часть была сформирована за счет поступлений части ЕСН – 3.907 млн. руб.; части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - 13 млн. руб.; остатков средств на счетах Фонда по состоянию на 1 января 2002г. - 10 млн. руб.; возврата ранее размещенных временно свободных средств - 10 млн. руб.; прочих доходов - 30 млн. руб.
Основными задачами Федерального и территориальных фондов являются:
q Обеспечение реализации Закона Российской Федерации « О медицинском страховании граждан РФ»;
q Обеспечение прав граждан в системе ОМС
q Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и другие.
Основная сумма расходов Федерального фонда — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования и финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд также финансирует целевые программы развития ОМС.
Механизм работы системы ОМС описан во второй главе работы.
Страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды носят характер налоговых платежей. Их обязательность предопределила ряд общих организационных моментов. Прежде всего с обязанностью уплаты взносов связана обязанность регистрации работодателей в указанных фондах в качестве плательщиков.
До 1 января 2001 года государственные социальные внебюджетные фонды формировались главным образом за счет страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд страховые взносы отчисляли и работники. Взносы носили налоговый характер, имели общую базу – оплату труда. Их взиманием занимался каждый фонд.
Начиная с 1 января 2001 года введен единый социальный налог (ЕСН). Этот налог начисляется в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Плательщиками налога признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, а также индивидуальные предприниматели, не нанимающие работников.
Основная шкала ставок для работодателей приведена в Приложении 4
Конституция РФ закрепила за Россией статус социального государства. Приоритет нового экономического строя: - все для человека. От провозглашения до реального практического перехода к социальному государству необходима долгосрочная социальная политика государства, ориентированная на осуществление прав общества и человека на развитие.
К началу 90-х годов 20 века Россия обладала довольно развитой сетью объектов социально-культурного назначения, финансируемых государством. Однако общий уровень их материально-технической базы, оснащенность современным оборудованием были очень низкими в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. Причина в недостаточности финансовых вложений в социально-культурную сферу.
Сегодняшнее состояние социально-культурной сферы страны характеризуется как кризисное. Статус национальной угрозы приобрели состояние здоровья населения, образовательный и интеллектуальный уровень российской науки, падение культурного уровня граждан. Достаточно отметить, что за последние 10-15 лет развитые страны в 2 раза увеличили потенциал инфраструктуры и доступность образования. Россия, наоборот, уменьшила в 1,5 раза и это тогда, когда, как известно, ресурсы являются базовым фактором развития и в конкурентной борьбе на мировых рынках побеждает та страна, в который выше уровень профессиональной подготовки работников.
За последние 5 лет реальный уровень ассигнований на нужды образования в России сократился в 5 раз.
В стране сложилось катастрофическое положение с состоянием здоровья населения. Россия в мировом рейтинге систем здравоохранения из 191 стран мира заняла 130-е место, уступив Беларуси, Украине, Узбекистану, Казахстану, всем закавказским и прибалтийским странам.[1] Негативным моментом является снижение численности населения страны.
Понятно, что без значительного увеличения объемов финансирования в социально-культурную сферу невозможно решение фундаментальных проблем образования, здравоохранения, культуры и искусства. А без этого невозможно и решение фундаментальных проблем экономического развития России.
Между тем функционирование бюджетных учреждений в современных кризисных условиях происходит путем неполного и нестабильного финансирования. Бюджетное финансирование учреждений социально-культурной сферы осуществляется исходя из имеющихся финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, без учета норм и нормативов, установленных законами и другими нормативными актами.
В результате в 2000 году по сравнению с 1990 годом уровень финансирования из бюджета социальных расходов сократился в 2 раза. На социально-культурные мероприятия в последние годы отправляется в среднем 2-3% ВВП.
Огромную проблему составляет вопрос о выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Основная нагрузка по этому поводу ложиться именно на региональные бюджеты. Так после принятия 6 ноября 2001 г. постановления правительства №755 « О повышении тарифных ставок Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» одной только Тверской области на эти цели потребовалось в 2002 г. изыскать свыше 1 млрд. руб. – 9,5% всех расходов ее консолидированного бюджета. Однако, в той же Тверской области в 2002 году были погашены все задолженности по выплате детских пособий за 1997-2002 г.
Для изменения ситуации в положительную сторону необходимо на государственном уровне переоценить роль вложений в социально-культурную сферу, рассматривая их как выгодные вложения. Во всех случаях при формировании и использовании бюджетных ресурсов социально-культурной сферы необходима увязка с фактором увеличения производительной силы человека и процессом воспроизводства. Сейчас такой увязки нет. Для исправления ситуации следует разработать и использовать систему стандартов, финансовых нормативов, регуляторов, учитывающих взаимосвязь «человеческого фактора» и производительности труда. Наибольший объем услуг социально-культурного характера оказывают бюджетные учреждения. Поэтому проблемы формирования и использования финансового механизма бюджетных учреждений, работающих в новых, рыночных условиях, как никогда актуальны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12