Рефераты. Расходы бюджетной системы на социальные цели

·        Специальные школы

·        Вечерние и заочные средние общеобразовательные школы

·        Школы-интернаты

·        Учреждения по внешкольной работе с детьми

·        Детские дома

Виды расходов в свою очередь делятся на экономические статьи. Технология распреде­ления расходов на экономические статьи, показывающие вид фи­нансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения. Все расходы, в зависимости от эконо­мического содержания, делятся на текущие и капитальные. Теку­щие расходы объединены в две группы: закупки товаров и оплата услуг, субсидии и текущие трансферты. Первая группа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее; приобрете­ние предметов снабжения и расходных материалов (канцеляр­ских, хозяйственных, мягкого инвентаря и обмундирования, про­дуктов питания, прочих материалов); командировки и служебные разъезды; оплату транспортных услуг; оплату коммунальных ус­луг с выделением расходов на электрическую, тепловую энер­гию, газ, водоснабжение, прочие услуги.

Из второй группы расходов наиболее значимы такие трансфер­ты населению, как стипендии обучаемым, выдача наличных де­нег взамен питания, компенсационные выплаты учителям на при­обретение книгоиздательской продукции, пособия на опекаемых детей и т.п. К капитальным расходам относятся капитальные вло­жения в основные фонды: приобретение оборудования и предме­тов длительного пользования, новое строительство, капитальный ремонт.

Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финан­сирующих и административных органов за их целевым использо­ванием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы расходов. Определение объемов бюджетных ассигнований и распределение разнообраз­ных по своему характеру расходов по экономическим статьям осу­ществляет государственный орган управления в пределах выде­ленных по бюджету средств на календарный финансовый год.

( См. Приложение 3 – на примере Социальной политики в 2001 году)

Рассмотрим структуру расходов бюджета на социальные цели за 2001-2003 годы. Доля этих расходов в Федеральном Бюджете неодинакова, она составила 16% в 2001 году, 29% - в 2002 и 13%- в 2003. Традиционно, наибольший вес имеют расходы на социальную политику: 9% всего Федерального Бюджета в 2001 году, 22% - в 2002 и 6% в 2003, а также на образование – около 4% в период с 2001-2003 г. Наименьшая доля у расходов на культуру и искусство и СМИ – около 1%.

Непосредственно в расходах на социальные цели наибольший вес также у расходов на социальную политику: 56% в 2001 году, 76% - в 2002 году и 48% в 2003%; образование – 25% в 2001 году, 14% в 2002 году и 31% в 2003; здравоохранение – 12% - в 2001 году, 6% в 2002 и 13% в 2003. Расходы на культуру, СМИ также составляют ничтожную долю всех расходов на социальные цели и колеблются от 2 до 4% .

В бюджете на 2003 год виден рост расходов по всем статьям расходов на социальные цели за счет снижения расходов на социальную политику. Так расходы на здравоохранение в 2003 году составят 13%, на образование –31%, по сравнению с 6 и 14% в 2002 году. ( См. Приложение 1).

За годы экономических и социальных реформ произошли принципиальные изменения в составе и структуре источников финансирования социально-культурной сферы. Помимо бюджетных ассигнований используются внебюджетные источники, в том числе и средства населения. При этом доля бюджета снижается. Так ассигнования из бюджетов всех уровней  на социально-культурные мероприятия в 1997 году составляли 32,2% к общему объему бюджета РФ, в 2000 – 21,8%.

Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты несут на себе всю массу расходов на социальные цели, и просто вынуждены быть социально-ориентированными.  Например, в 2002 году в приоритетном порядке финансировались расходы на содержание учреждений социально-культурной сферы в Тверской области. На эти цели было направлено 93,2% расходов бюджета области.


2. Расходы бюджетной системы на социальные цели


Рассмотрим подробнее каждую из статей расходов на социальные цели.

2.1.Расходы на образование

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. В РФ более 9% населения заняты в этой отрасли. Государственной системе образования всегда принадлежала первостепенная роль в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Приоритетность образовательной отрасли обозначена и в современном законодательстве. Прежде всего, необходимо отметить, что право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном  законе «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12-ФЗ. Под образованием в законе понимается целенаправленный процесс воспитания и  обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установ­ленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующим документом.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной клас­сификацией включают затраты на общее образование, воспита­ние детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования  сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран.

Прежде всего, следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающим­ся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнова­ния на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учре­ждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в  расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной терри­тории текущих расходов, связанных с образовательным процес­сом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Образовательное учреждение – то, которое осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По данным за 2000 год в России насчитывалось 68804 общеобразовательных учреждений, 2589 средних специальных учреждений, 965 Вузов (более 18% расположены в Москве).

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.


2.1.1. Расходы на общеобразовательные школы

Расходы на общеобразовательные шко­лы являются основными в общих расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:

·        на текущее содержание;

·        приобретение оборудования и инвентаря;

·        капитальный ремонт;

·        строительство новых зданий.

Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагоги­ческого, учебно-вспомогательного и административно-обслуживаю­щего персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.

Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей:

1) числа учащихся;

2) количества классов.

Основной статьей расходов является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет 45% всех расходов на текущее содержание школ.

Фонд заработной платы по школе включает:

·        Заработную плату учителей за уроки;

·        Оплату проверки тетрадей;

·        Заработную плату административно-обслуживающею и учебно-вспомогательного персонала;

·        Дополнительные виды оплаты учителей.

Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней ставки учителя в месяц. Ставки и оклады устанавли­ваются в соответствии с разрядами единой тарифной сетки (от 1-2-го до 14-го) и аттестацией педагогического персонала. При расчетах необходимо учесть дополнительные часы, кото­рые увеличивают число педагогических ставок.  В фонд заработной платы педагогического персонала вклю­чается дополнительная оплата за проверку письменных работ.

Фонд заработной платы административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется по утвержденным типовым штатам и должностным окладам (директор школы, заместитель директора, библиоте­карь, уборщица и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.