Рефераты. Распределение доходов

На покупку жилья по ипотеке

Стоимость жилья в пределах 600 тысяч рублей в совокупности с процентами по ипотечному кредиту

Компенсация затрат на лечение

До 25 тысяч рублей на каждого члена семьи в течение года

Компенсация затрат на образование

До 25 тысяч рублей на каждого члена семьи в течение года

 

Безусловно, вышеназванные налоговые льготы ориентированы на улучшение материального положения низкодоходных слоев общества. Но вместе с тем, как видно из данных таблицы 2.3.5. слишком велика сумма выручки от продажи имущества, необлагаемая налогом до 1 миллиона рублей при малых сроках нахождения имущества в собственности. Более того, вовсе отсутствуют пределы необлагаемых налогом доходов, если имущество находилось в собственности 3 или 5 лет. Данные налоговые льготы направлены на получение сверхвысоких доходов от продажи имущества и не являются социально справедливыми.

Справедливо отмечено, что введение плоской ставки налога на доходы физических лиц еще более сократит поступления по нему и территориальные бюджеты потеряют немало средств. «Единая ставка подоходного налога равнозначна полному отказу от его распределительной функции, что может усилить и без того недопустимую большую социальную дифференциацию населения»1.

Хотя для полноты анализа следует учитывать не только величину налоговых ставок, но и размеры социальных выплат, тем не менее, ни в каком из развитых государств нет такой низкой единой ставки подоходного налога. Так, в 1995 году минимальные и максимальные его ставки составляли соответственно: в Японии – 10% и 65%, Италии – 10% и59%, Франции – 5% и 57%, Германии – 19% и 53%, Англии – 20% и 40%, США – 15% и 36%2. Одним словом, в России социальная цена реформ опять распределяется «неравномерно: ущемлены не только бедные, но и средние слои законопослушных граждан».

Иным фактором, воздействующим на распределение доходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.

Итак, факторы, определяющие политику доходов, являются одновременно и важнейшими инструментами государственного воздействия на неравенство в распределении доходов.


3. Особенности распределения доходов в России.

В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. Дореформенный период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных.

В модели распределения, существовавшей в СССР, принцип экономической эффективности государство пыталось реализовать на трудовом вкладе каждого человека, а социальная справедливость отражалась в форме выплат из общественных фондов потребления. Необходимо заметить, что склонность к эгалитаризму порождала иждивенческие настроения и недостаток финансовых средств.

Промежуточной моделью считается смешанная, которая получила распространение в конце 50-ых годов 20-го века в странах с рыночной экономикой. Она характеризуется ростом доходов граждан, формированием среднего класса в обществе. Государственное регулирование доходов сводится к осуществлению трансфертных выплат, прогрессивному налогообложению и установлению величины прожиточного минимума1.

Основными составляющими доходов населения можно назвать оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие.

Общепринятой считается классификация компонентов доходов граждан, содержащаяся в законодательных и нормативных актах. В Российской Федерации полная типологизация доходов физических лиц в соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации «По применению закона о Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 29.06.95 г. №35.

По соотношению различных компонентов в структуре доходов можно судить о типе экономической системы и трудовой мотивации.

Таблица 1.2.1.

Состав денежных доходов населения Российской Федерации в 1999 году (в процентах к итогу2

 

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Денежные доходы

100

100

100

100

* доходы от предпринимательской деятельности

13,1

12,4

13,5

12,2

* оплата труда

65,0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.