Заключение.
Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятым является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогооблажения и совершенствования системы социальной защиты граждан.
В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:
- в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и ликвидация его увязки с социальными выплатами;
- в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной.
- основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц. Вопрос о воздействии данной меры на легализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признаны социально справедливыми. Многие исследователи в качестве последствий такой политики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциации населения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.
Политики во всем мире стремились к равномерному распределению доходов населения, но со временем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческому складыванию экономики России. При увеличении доходов богатых повышались цены на сырье и другие товары народного потребления.
Социальная ориентация экономики Российской Федерации требует экономического развития и создания равных стартовых возможностей всем членам общества. В сфере распределительных отношений государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.
Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки граждан Российской Федерации является недостаточность финансирования трансфертных программ. Заслуживают внимания предложения по усилению контроля за их целевым и рациональным использованием. Немаловажно совершенствование финансовых отношений федерального, регионального и местного уровня управления, следуя принципам сохранения целостности и самостоятельности отдельного региона.
Распределение доходов в России стало еще более неравномерным в связи с увеличением частных компаний. Неравномерность также зависит от квалификации работника. Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Вместе с тем, во избежание образования задолженности по социальным трансфертным платежам необходимо ввести их финансирование в виде одной из первоочередных задач в установлении нормативно-правовыми актами порядке.
Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.
Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией федеральных программ. В частности, в Брянской области проводятся активные меры по содействию занятости населения, сокращению задолженности по оплате труда и практикуется адресная социальная поддержка в соответствии со спецификой уровня жизни населения в соответствии со спецификой уровня жизни населения в данном регионе. Главными целями при перераспределении доходов граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением сезонной безработицы в сельской местности , поиск новых источников финансирования проводимой социальной политики и др.
Список использованной литературы:
1. Уровень жизни населения / Жеребин В.М., Романов А.Н., 2002 г.
2. Экономическая теория/ Сумцова Н.В., Орлова Л.Д., 2000 г.
3. Макроэкономика/ Гальперин В.М., Тарасевич Л.С., 1997 г., СПб ГУЭФ
4. Экономика/ Грязнова А.Г., Николаева И.П., Кадыков В.М.
5. Экономическая теория/ учебник для ВУЗов 3 издание/ Добрынин А.Н., Тарасевич Л.С., 2001 г.
6. Экономика./ Под редакцией Булатова А.С. – М. БЕК, 1997 г.
7. Кураков А.Л. Российская экономика: состояние и перспективы.
8. Жильцов Е.С. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций.
9. Торлопов В. Основные модели социального государства/ Человек и труд – 1998 г.
10. Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В.М. Микроэкономика. Том 1 – СПб «Экономическая школа», 1996 г.
11. Фишер С., Дорнбуш Р, Шмалезин Р. Экономик – М. Дело, 1993 г.
12. «Держи карман шире»/ Комсомольская правда – 2001 г., 12 января
13. Пономаренко Е. О бюджетной налоговой политике на 2001 г.( Анализ концепции)/ Экономист – 2000
14. Курс экономики./ Под редакцией Райзберга Б.А.
15. Российский статистический ежегодник./ Государственный комитет РФ по статистике – М, 2000
16. Торлопов . Социальное государство: сущность и генезис// Человек и труд – 1998 г. №5
17. Экономическая теория./ Под редакцией Камаева В.Д. ВЛАДОС, 1999
18. Зверева Н.В. Размер домохозяйства и бедность в современной России// Вестник МГУ – 1997 №3
19. Курс переходной экономики./ Под редакцией Абалкина А.И. – М: Финстатинформ, 1997 г.
20. В.Курликов и др. Приоритетные задачи усиления социальной политики// Российский экономический журнал – 1997 №1
21. Человек и труд – 1998
22. Финансовая стабилизация в России
1 Указ. работа Булатова А.С., с.535.
2 См.: Кураков А.П. Российская экономика: состояние и перспективы. – М., 1998, с.73.
[1] См.: Указ. работа Булатова А.С., с.535.
[2] См.: Указ. работа Жильцова Е.В., с.115.
[3] См.: Торлопов В. Основные модели социального государства. // Человек и труд. – 1998. - №6. – с.4.
1См.: Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Том 1. – СПб.: «Экономическая школа», 1996, с.242.
1 См.: Указ. работа Фишера С., Дорнбуша Р., Шмалензи Р., с 374
2 Там же, с. 208.
3 Держи карман шире. //Комсомольская правда, - 2001 г. – 12 января. – с.4
1 Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2001 год. (Анализ концепции).//Экономист. –2000. - № 11. –с.52
2 См.: Указ. работа Райзберга Б.А., с.455
1См.: Указ. работа Жильцова Е. С.118.
2 см.: Российский статистический ежегодник. (Государственный комитет Российской Федерации по статистике. – М., 2000.- с.143
1 См.: цит. по: Торлопов В. Социальное государство: сущность и генезис // Человек и труд. – 1998 - №5. – с.10.
2 См.: Указ. работа Булатова А.С., с.535.
3 См.: Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. : ВЛАДОС, 1999, с.465.
1 См.: Зверева Н.В. Размер домохозяйства и бедность в современной России // Вестник МГУ. – 1997. - №3 – с.40.
2 Курс переходной экономики. / Под ред. Абалкина Л.И. – М.: Финстатинформ, 1997, с.481.
3 См.: В.В. Куликов и др. Приоритетные задачи усиления социальной политики. // Российский экономический журнал . - 1997. - №1. - с.38.
4 Основные направления реформирования заработной платы в государствах - участниках СНГ (проект ВКП) // Человек и труд. - 1998. - №6. - с.11.
1 См.: Социальные последствия финансовой стабилизации // Финансовая стабилизация в России - с.122.
2 См.: В.В. Куликов и др. Приоритетные задачи усиления социальной политики // Российский экономический журнал. – 1997. - №1. – с.38.
3 Курс переходной экономики. / Под ред. Абалкина Л.И. – М.: Финстатинформ, 1997 – с.501-502.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10