Рефераты. Промышленная политика

Всего же численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 1999г. в России (в 1999г. прожиточный минимум равнялся 980 рублям в месяц) составила 43,8 млн. человек, т.е. 29,9% от общей численности населения страны (в 1997г. – 20,8%) [9, c.1].

Падение платёжеспособного спроса как  основного побудителя роста производства сочеталось в нашей стране с дальнейшим свёртыванием конкурентной среды и отвлечением значительных финансовых ресурсов из производственного оборота на новый передел собственности и спекулятивные операции. Такое хозяйствование привело к тому, что постепенно большая часть материальных запасов производства ушла не только из официальной отчётности предприятий, но и фактически сократилась до критического минимума, неспособного обеспечить непрерывность движения товарной массы даже при небольшом росте платёжеспособного спроса (так, запасы товаров в розничной торговле не достигают и месячного оборота, а в оптовой торговле и промышленности – чуть больше недельного оборота, что значительно меньше необходимого уровня).

 

 

3.3 Неразвитость инфрастуктуры товарных рынков

 

Одним из факторов, ограничивающих возможности роста производства и реализации продукции отечественных производителей, является недостаточно развитая инфраструктура, которая не отвечает требованиям свободного движения товаров. Товарообменные операции стали одним из узких мест процесса воспроизводства.

В ходе проводимых экономических реформ произошло нарушение товародвижения и существовавших между хозяйствующими партнёрами взаимосвязей, увеличение количества промежуточных звеньев в процессе продвижения товаров к потребителям, возрастание издержек, цен и т.п.

При довольно слабом развитии малого предпринимательства и его правовой незащищённости, потребители не могут отказаться от услуг оптовых баз, так как никто другой не в состоянии предложить аналогичный ассортимент продукции производственно-технического назначения и гарантировать стабильные бесперебойные поставки. Однако, при наличии значительного количества складских площадей имеется дефицит высокомеханизированных складов с сопутствующем комплексом качественных сервисных услуг.

Слабое развитие получили информационные услуги, так необходимые предпринимателям для ведения успешного бизнеса: в настоящее время недостаточно организационных структур, располагающих информацией о функционировании товарных рынков и элементов их инфраструктуры (информация о спросе, товарном положении, ценах, конкурентоспособности, условиях продажи, формах обслуживания).

Рынок транспортно-экспидиционных услуг формируется в основном стихийно, причём идёт интенсивный процесс их дезинтеграции, в то время как во всём мире идёт процесс интеграции мелких перевозчиков в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, которые позволяют рационализировать процесс движения грузов, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект.

Цивилизованная же инфраструктура товарных рынков призвана создать условия для поддержания необходимого соотношения между спросом на товар и его предложением, сократить периоды удовлетворения спроса и реализации товаров, ускорить оборачиваемость капиталов, снизить общий уровень издержек и цен в процессе товарооборота, сформировать эффективную конкурентную среду – всё это подтверждает тот факт, что рыночная инфраструктура является необходимым звеном товародвижения от производителя к потребителю.

В числе основных направлений скорейшего формирования и эффективного функционирования инфраструктуры российских рынков необходимо обратить внимание на развитие оптово-посреднических организаций, складского хозяйства, объектов торгово-транспортного обслуживания, тароупаковочной индустрии, информационного, кредитно-финансового и нормативно-правового обеспечения.

 

 

3.4 Слабое развитие рыночных институтов

 

На данный момент в России практически отсутствует адекватный рынок лизинговых, факториноговых, трастовых услуг. Слабо разработана правовая база их создания и функционирования.

Достаточно редко и неэффективно применяется процедура банкротства предприятий, при том что её действия направлены на ликвидацию малоэффективных и неконкурентоспособных участников рынка, тем самым очищая и нормализируя структуру рынка.

Налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер, не способствующий развитию отечественного предпринимательства и толкающий предприятия на сокрытие своих доходов и на переход в «теневой сектор».

Необходимо также обратить внимание на слабое развитие инвестиционных институтов и фондовых рынков, существование которых способствует более эффективному перераспределению свободных денежных средств предприятий между секторами национальной экономики.

Также приковывает своё внимание проблема разработки и принятия нормативно-правовых актов, необходимых для регулирования взаимоотношений между субъектами рынка, установки общих правил игры. Отсутствие же законодательной базы или же её слабая проработка способствует лишь дезорганизации товарных рынков и значительному снижению эффективности и полезности экономических реформ в России.

 

 

3.5 Слабая инвестиционная и инновационная активность

 

Осуществлению активной промышленной политики, реструктуризации депрессивных отраслей и развитию высокотехнологичных обрабатывающих секторов в дальнейшем периоде препятствует ряд объективных факторов, ограничивающих развитие инвестиционной активности. Главными из них являются:

-         узкие возможности российской экономики для накоплений, в том числе в силу утраты значительной материальной базы национальных сбережений из-за кризисного обесценения производственного капитала и его общего сокращения, недоверия населения государству и банковской системе страны, а также спекулятивная направленность использования заёмных средств в самой банковской системе, её неспособность к инвестированию в реальный сектор экономики;

-          сложившаяся экспортно-сырьевая структура экономики и связанная с ней необходимость всё большего переключения финансовых ресурсов сырьевого экспорта на инвестиции для поддержания производства в самих же экспортоориентированных отраслях в силу ухудшения условий добычи и первичной переработки сырья;

-         низкая инвестиционная привлекательность российских предприятий при сохраняющихся высоких инвестиционных и общеэкономических рисках со стороны отечественного и иностранного капитала;

-         низкий уровень реальных денежных доходов населения и сокращение соответственно валовых сбережений домашних хозяйств, а также упомянутое выше недоверие граждан к организованным формам сбережения;

-         нехватка государственных денежных средств на инвестиционные цели из-за значительного объёма долговых обязательств иностранным и международным организациям;

-         утечка денежных средств за границу (так называемое бегство капитала) и конвертация свободных рублёвых средств в иностранную валюту;

-         общая неразвитость рыночных институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в производственные инвестиции;

-         снижение инвестиций в основной капитал вследствие обесценения за годы реформ в 2-3 раза накопленных инвестиционных ресурсов и оборотных средств предприятий и отвлечение и без того скудных остатков их накоплений (сбережений) на пополнение оборотного капитала;

-         налоговое законодательство не способствует стимулированию процессов инвестирования денежных средств предприятий в их основной капитал;

-         концентрация инвестиционных ресурсов и оборотных средств в регионах и отраслях-естественных монополистах и соответствующее превращение их в абсолютных монополистов не только на товарных рынках, но и на рынке инвестиционных ресурсов.

В 1998 году в России впервые за годы реформ отмечалось некоторое оживление инновационной деятельности – доля инновационно-активных промышленных предприятий в российской экономике составила 5%, что на 0,3 пункта выше, чем в предшествующем году (однако в 1999г. это показатель снизился до 4,8%). Инновации осуществляли свыше 1,2 тысячи отечественных предприятий [16, c.23].

В то же время структура затрат на инновации не претерпела каких-либо значительных изменений: хотя по сравнению с 1997г. затраты на исследования и разработки выросли на 31%, на приобретение машин и оборудования – на 28%, а технологическую подготовку производства – на 21%, как и в предыдущие годы доминируют затраты, связанные с внедрением нововведений (62%) [16, c.23].

Основным источником финансирования инноваций остаются собственные средства предприятий (74%). Кредиты и займы, учитывая высокие процентные ставки в 1998г., использовались предприятиями на эти цели (финансирование инноваций) весьма ограничено – 14%; на долю государства, включая бюджеты всех уровней, в 1998г. пришлось лишь 4,4% всего финансирования инноваций [16, c.23].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.