Рефераты. Промышленная политика

Результатом такой оценки является интегральный показатель качества рабочей силы, который представляет собой средневзвешенную величину четырёх составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников. Полученные экспертные оценки каждой из четырёх составляющих взвешиваются исходя из следующих значений весов: 30, 30, 25 и 15 соответственно. Получаемые таким образом интегральные показатели для каждой исследуемой страны делят условно на четыре группы в зависимости от величины показателя:

66-100 баллов – страны, благоприятные для размещения

производства;

51-65 баллов – страны, приемлемые для размещения производства;

36-50 баллов – страны, не очень благоприятные для размещения в

 них производства;

менее 35 баллов – страны, не подходящие для размещения какого-

либо производства.

Данные оценки широко используются промышленными и финансовыми компаниями для определения наиболее эффективных точек приложения капитала.

По состоянию на 1999г. список из обследуемых 49 стран возглавляет Сингапур – 82 балла из 100 возможных. Рынок рабочей силы Японии оценен в 74 балла, США – 69, ФРГ – 64, Китая – 41, России –36 баллов. Таким образом, Россия, как и Китай, попала в третью группу стран – там можно размещать капитал, но условия для этого весьма неблагоприятны. Также стоит отметить, что в рамках третьей группы Россия находится на нижней границы, в переходном состоянии между третьей и четвёртой группой.

Какие же оценки получила Россия по каждой составляющей интегрального показателя?

Наиболее высокую оценку Россия получила по уровню квалификации работников – 53 балла, хотя она далека от максимальной (вше всего оценка квалификации работников пяти стран – Швейцарии, Японии, США, Нидерландов, ФРГ).

Следующая по величине оценка 45 баллов была дана России по показателю «трудовое законодательство и тарифные соглашения».

Не очень удовлетворительную оценку Россия получила по показателю «трудовая дисциплина и отношение к труду» – 33 балла, т.е. треть от максимально возможного уровня. Это показатель для Китая оказался выше российского 1,3 раза, а самую высокую оценку по этому показателю получила Япония.

Самой низкой – 20 баллов – оказалась для России оценка соотношения уровня заработной платы и производительности труда. Иными словами, при низкой, как всем известно, заработной плате производительность труда российских рабочих намного ниже в сравнении с другими странами. Вывод неутешителен – мы слишком плохо работаем относительно даже той мизерной зарплаты, которую получаем.

 

 

 

 

 

 

 

3.9 Ценовые ограничения и диспропорции

 

Значительное негативное влияние на рост производства оказывают высокий уровень цен (инфляция) и ценовые диспропорции хозяйственного оборота, образующие искажённую структуру перераспределения денежных средств между секторами экономики.

В основе проблем с ценообразованием лежит процесс формирования издержек и себестоимости производимой российскими предприятиями продукции, на величину которых оказывают влияние налоговые ставки, стоимость используемых материалов, количество посредников и их маржа на оказание услуг, стоимость различных подрядных работ и услуг, затраты на обслуживание основных фондов, норма прибыли. Многие из этих составляющих и проблемы, связанные с ними, уже упоминались ранее – это и чрезмерная налоговая нагрузка на российские  предприятия, и дефицит свободных средств, который порождает слабую инвестиционную активность и не способствует эффективному использованию имеющихся мощностей и вводу новых основных средств, и слабая рыночная инфраструктура, из-за неразвитости которой возрастают транзакцизные издержки и увеличивается число, а, следовательно, накрутка на цену товара, промежуточных звеньев по пути от производителя к потребителю.

В составе цен отечественных товаропроизводителей высока доля энергоматериалов и транспортных расходов в силу климатических и территориальных особенностей (о чём уже упоминалось) и износа как производственных фондов предприятий промышленности, так и основных средств предприятий ТЭК. Этот факт также влияет на высокий уровень цен.

В связи с чем в отечественной экономики возникла следующая дилемма.

С одной стороны, высокая энергоёмкость и большая транспортная составляющая российской промышленности и мгновенная ответная реакция последней на каждое повышение отпускных цен на топливо и электроэнергию, подтолкнуло правительство к жёсткому регулированию данных цен естественных монополистов (таких, как РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС, «Транснефть») и их удержанию на довольно низком, по отношению к мировому, уровню.

С другой стороны, работающие «на износ» отрасли ТЭК нуждаются в пополнении собственных средств для проведения адекватной инвестиционной и инновационной деятельности, к тому же внутренний низкий уровень цен на энергоносители привёл к тому, что не только операции, но и само производство на внутреннем рынке неэффективно и убыточно и не даёт ни инвестиционных ресурсов, ни средств на поддержание достаточного уровня производства – всё это привело к тому, что предприятия ТЭК всеми правдами и неправдами рвутся «в мир» даже в ущерб национальной экономики (вспомните хотя бы бензиновые кризисы, которые происходили не потому, что у нефтеперерабатывающих заводов не было горючего, а потому что продавать его по существующим на российском рынке ценам было невыгодно), поскольку только внешнеэкономическая деятельность способна приносить им прибыль. И здесь уже идёт речь о выравнивании российских внутренних цен на энергоносители с общемировыми, но как же тогда будет себя чувствовать отечественное производство.

А пока мы имеем следующую ситуацию.

За январь-ноябрь 1999г. при инфляции в промышленности 64% тарифы на электроэнергию, отпущенную промышленным потребителям, выросли всего на 19,3%. Оптовые цены на природный газ, реализуемый потребителям РФ (кроме населения), оставались неизменными с октября 1996г. до 1 ноября 1999г., в 1999г. оптовые цены на природный газ были повышены в среднем на 15%.

В то же время тарифная нагрузка на отечественных товаропроизводителей всё ещё достаточно велика.

Так, доля транспортной составляющей при различной дальности перевозок во внутрероссийском сообщении составляет по каменному углю около 40% в его себестоимости, по минеральным удобрениям – 25%, по лесным грузам – 30%, по нефтепродуктам – 20%, по чёрным металлам – 15%.

Энергоёмкость отечественных производителей основных видов продовольствия (говядина, свинина, баранина, масло, сахар и др.) за период 1991-97г.г. увеличилась в 3 раза. Если в 1991г. доля энергоносителей в себестоимости основных видов сельскохозяйственной продукции составляла 20%, то в 1997г. превысила 60% [22, c.2].

При всём при этом стоимость сельскохозяйственной продукции остаётся достаточно низкой по отношению к стоимости продукции машиностроения, что приводит к ценовым диспропорциям, возникшим ещё в советское время на заре индустриализации, когда рост промышленного потенциала страны обеспечивался за счёт сельского хозяйства. Промышленность этот счёт до сих пор не оплатила. В итоге таких ценовых перекосов предприятия сельского хозяйства не в состоянии обеспечивать своё производство новой техникой и поддерживать ещё имеющиеся машины в рабочем состоянии, что, вполне естественно, затормаживает дальнейшее развитие АПК.

 

 

3.10 Внешнеэкономические проблемы

 

Во всё более расширяющихся с либерализацией нашего рынка взаимоотношениях с зарубежными партнёрами и в рамках взятого российским правительством курса на интеграцию нашей страны в мировое хозяйство большое значение стала приобретать внешнеэкономическая деятельность отечественных предприятий (как экспорт, так и импорт) и соответствующая ей внешнеэкономическая политика государства.

Поэтому, ещё одним немаловажным фактором, ограничивающим возможность ускоренного роста промышленного производства России, является общеэкономические тенденции, складывающиеся в последнее время во внешнеэкономических отношениях, – это усиление международной конкуренции на фоне растущей государственной поддержки экспорта за рубежом и активного, зачастую на дискриминационной основе, применения мер в интересах своих национальных производителей.

Основные факторы, негативно влияющие на расширение российского экспорта, можно условно разделить на три крупные группы: экономические, организационные и торгово-политические.

Среди экономических факторов, тормозящих отечественный экспорт, в свою очередь особо выделяются:

-         Недостаточная конкурентоспособность многих российских товаров как на мировом рынке, так и внутри страны по сравнению с иностранными конкурентами. В большинстве случаев это связано с тем, что они не отвечают возросшим международным стандартам качества, в первую очередь по таким сравнительно новым критериям как безопасность для потребителя и соответствие экологическим нормам, в результате чего возникают препятствия для допуска этих товаров на рынки многих индустриальных и ряда развивающихся стран. В России до сих пор не налажен квалифицированный и эффективный контроль за качеством экспортной продукции; ощущается нехватка испытательных центров и лабораторий, отвечающим по своему уровню международным требованиям. Это создаёт дополнительные проблемы с сертификацией отечественных товаров (поскольку российские сертификаты, за редким исключением, не признаются в индустриальных странах), а необходимая сертификация за рубежом обходится достаточно дорого, затраты по которой также отрицательно влияют на их конкурентоспособность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.