Рефераты. Промышленная политика

Подтверждение этого можно увидеть в новейшей истории нашего государства.

В основе своей все существенные структурные проблемы достались российской экономики от СССР, однако, из-за нехватки средств и неумения их решать, они были заретушированы, благо, что задумываться об их негативном влиянии на отечественную промышленность было некогда – с переходом к рынку появилось множество других неприятностей. Сконцентрировав своё и общественное внимание на решении краткосрочных конъюнктурных проблем, связанных, в основном, с естественным процессом перехода от одной экономической системы к другой, с разрушением старой экономической инфраструктуры и ещё не построенной новой, правительство пустила более долгосрочные проблемы на самотёк, надеясь, в духе либеральной идеи, что мудрая «невидимая рука рынка» сама со всем справится, надо только создать начальные правила и институты для её действия (как говорится подтолкнуть, а дальше само покатится).

В итоге, за десять лет реформ ни одна из этих проблем не была не только не решена, но они ещё больше усугубились, потянув за собой всю промышленность страны и оставив в подвешенном, незаконченном состоянии почти все начинания по рыночному преобразованию российской экономики, превратив её в непонятный симбиоз либерального рынка, государственного правления и феодального общества с законами джунглей – кто сильнее, тот и прав.

Однако всё это лирика. Она не поможет нам избавится от структурных перекосов. Этими проблемами пора начать заниматься.

А для начала определим эти основные факторы, тормозящие экономический рост российского промышленного производства.

 

 

3.1 Финансовые ограничения

 

Финансовая система страны, несмотря на некоторое улучшение экономической ситуации в 1999г., остаётся разбалансированной и структурно деформированной.

Сложившаяся в сфере денежного обращения ситуация негативно влияет на всю систему финансовых взаимоотношений, основой которых являются денежные расчёты, в результате чего искажается процесс формирования издержек и доходов физических и юридических лиц, падает платёжеспособный спрос, затрудняется возможность объективной оценки экономической ситуации в стране. Не стабилизированы связи между бюджетной системой и системой денежного обращения, особенно её расчётно-платёжной частью.

В таких условиях бюджет не способен полностью выполнять даже фискальную функцию, не говоря уже о проведении активной промышленной политики и государственной политики доходов, регулирование и выравнивание которых в современном мире является важнейшей   функцией именно бюджетной системы.

Среди важнейших финансовых факторов, ограничивающих рост промышленного производства, следует отметить следующие.

 В области государственных финансов:

-         ограниченность финансовых ресурсов федерального бюджета, не позволяющая наращивать объём финансовой поддержки приоритетных и социальнозначимых отраслей реального сектора и промышленности в целом;

-         недофинансирование ряда разделов федерального бюджета, в первую очередь производственного направления, что ведёт к росту кредиторской задолженности получателей бюджетных средств;

-         неадекватный налоговый пресс приводит к уходу предприятий от уплаты налога или вообще к их переходу в теневую экономику, что знаменуется сокращением объёмов доходной части бюджетов всех уровней;

-         большая сумма внешней задолженности государства, не позволяет расходовать сколько-нибудь свободные государственные средства на инвестирование и поддержку отечественного производства.

В области финансов предприятий:

-         достаточно тяжёлое налоговое бремя на товаропроизводителей, что приводит к снижению уровня конкурентоспособности предприятий и уровня экономической эффективности самого производства, поскольку значительно ограничивает прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий (по отношению к денежной массе М2 налоговые сборы долгое время составляли 200%, а в последнее время опустились до 150%, при том, что в США это соотношение равно 34% [14, с.23]. Это означает, что наша налоговая система постоянно выводит из обращения частного сектора такие большие суммы живых денег);

-         недостаток оборотных средств у предприятий не позволяет им наращивать производственные объёмы и максимально использовать все имеющиеся производственные мощности;

-         рост кредиторской задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, а также кредиторская задолженность другим предприятиям ставит перед большинством предприятий угрозу банкротства или же полумёртвого существования за счёт аренды своих площадей и оборудования;

-         нехватка финансовых средств приводит к «бартеризации» расчётов между предприятиями и ухудшает и без того не блестящую структуру дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, ухудшает экономические показатели их производственной деятельности, дискредитирует саму идею финансового обращения.

В результате августовских событий 1998г. бюджетная система страны оказалась в чрезмерно критическом состоянии вследствие неплатёжеспособности большинства банков и прекращения ими операций по бюджетно-налоговым перечислениям. Вместе с тем следует отметить, что банковский кризис, несмотря на его дестабилизирующее влияние на функционирование бюджетной системы, не стал причиной возникновения и развития каких-либо новых негативных тенденций и явлений, которые не проявлялись бы ранее до кризиса.

Во многом системный характер платёжного кризиса предъявляет особые требования к инструментам и методам его разрешения (о чём уже говорилось ранее в данной работе), к использованию всего возможного арсенала средств государственного воздействия для преломления устоявшихся негативных тенденций в сфере финансов.

 

 

3.2 Низкий внутренний платёжеспособный спрос

 

Весьма важным ограничением роста производства является низкий конечный спрос на отечественные товары внутри страны.

Общее снижение величины внутреннего платёжеспособного спроса в нашей стране вызвано двумя основными причинами – значительным ростом цен предложения товаров и услуг конечного потребления и значительным опережением его по сравнению с ростом доходов населения.

Таким образом, низкий внутренний спрос, который в этой ситуации очень негативно влияет на масштабы и конкурентоспособность отечественного производства, вызван преимущественно резким снижением реальных доходов населения за годы реформирования российской экономики. Даже в таком «оптимистичном» 1999 году реальная покупательная способность домашних хозяйств продолжала снижаться.

Особенность структуры денежных доходов населения России в 1999г. по сравнению с предшествующими годами заключается в снижении в её составе доли оплаты труда (на 0,9%) и доходов от предпринимательской деятельности (0,4%) при возросшей доли социальных трансфертов (0,3%) и доходов от собственности (1,9%) [32, с.1].

Реальные располагаемые доходы населения за этот год (за вычетом обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен) сократились на 15,1%; реальная начисленная среднемесячная зарплата на одного работника (при росте номинальной начисленной зарплаты на 43%) уменьшилась на 23,2%. В реальном исчислении на 39% сократился средний размер назначенных пенсий (в 1998г. данное падение составило лишь 5%) [32, с.1]. При этом расходы населения превышали доходы почти на 18%, что свидетельствует о «проедании» накоплений предыдущих лет (вообще, доля личных сбережений в ВВП России упала по сравнению с 1997г. более чем в 3 раза; и хотя банковские вклады физических лиц за 1999г. выросли примерно на 6 млрд. рублей (рост более чем на 30%), с учётом размеров инфляции (36,5%) и роста денежной массы реальные сбережения граждан сократились) [9, с.1].

В 1999г. на закупку продуктов питания приходилось 53,7% всех потребительских расходов (в 1997г. на долю закупки данных товаров приходилось 45,8%) [9, c.1]. Таким образом, население России вынуждено в первую очередь решать проблему обеспечения себя питанием. При этом, если в сельскохозяйственном отечественном производстве ситуация не изменится, то, по оценке Института экономики сельского хозяйства, к 2003г. Россия сможет прокормить только половину своего населения, а для другой половины населения продовольствие придётся закупать по импорту (со всеми вытекающими отсюда последствиями).

В 1999г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения России приходилось 32,7% общего объёма денежных доходов (в 1998г. – 32,8%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 2,4% (та же цифра была в 1998г.) [32, c.1], т. е. различия в доходах этих групп населения превышают 13-кратную величину.

Другим следствием опережающего роста величины прожиточного минимума относительно полученных доходов является внутригрупповое имущественное расслоение россиян.

На протяжении всех лет российских реформ отмечается устойчивый рост крайне бедных, чьи среднедушевые располагаемые доходы в 2 и более раз ниже величины прожиточного минимума. Так во втором квартале 1998г. с таким уровнем доходов в России проживало 6,6% обследуемых домохозяйств, а во втором квартале 1999г. этот показатель равнялся уже 15,2% [32, c.1]. Если эта безрадостная тенденция не изменится в будущем и не будут приняты соответствующие меры адресной социальной поддержки со стороны государственных органов, то в российском социальном секторе может сформироваться мощный слой обездоленных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.