Рефераты. Производственно-экономические проблемы оптимизации стратегии предприятия
Финансовые цели, по мнению большинства авторов, являются приоритетными.
Ф. Котлер предлагает начинать процесс разработки организационных целей с установления
финансовых целей, из которых выводятся соответствующие стратегические цели.
Рекомендуется такой порядок действий: (1) определить желаемый уровень чистой
прибыли и рассчитать размер продаж, необходимый для достижения этого
результата; (2) с учетом ожидаемого глобального спроса рассчитать требуемую
долю рынка и другие стратегические показатели.
Правильно сформулированные цели организации должны быть:
·
конкретными - означает, что при определении цели
необходима точность отражения ее содержания, объема и времени
·
измеримыми - означает, что цель должна быть представлена
количественно или каким-либо другим способом для оценки степени ее достижения;
·
достижимыми - означает, что цели должны быть реальными,
не выходящими за рамки возможностей исполнителей;
·
согласованными - означает, что цели следует
рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи;
·
приемлемыми - означает, что необходимо учитывать
потребности, желания, традиции, сложившиеся в обществе ценности;
·
гибкими - означает необходимость внесения корректировок
по мере происходящих в среде изменений.
Для облегчения коммуникации цели должны быть представлены в письменной
форме.
Сочетание указанных требований представляет собой сложную задачу, так как
некоторые из них противоречивы (например, конкретность отвергает гибкость).
Противоречивость можно устранить, если учитывать и анализировать единичные,
двойные и др., влияния каждого из требований. Практически это сводится к
установлению важности каждого из требований.
Следующим этапом разработки стратегии является анализ внутренней и
внешней среды предприятия.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех
без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает
его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее
жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность
организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в
определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и
источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не
обеспечивает необходимого, функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами,
необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой,
обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не
безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой
же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет
получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и
привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача
стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия
организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на
уровне, необходимом для достижения ее целей и тем самым давало бы ей
возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту
стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о
внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о
внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.
При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим
управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности,
которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их
достижении.
Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех
сред; макроокружение, непосредственное окружение и внутренняя среда.
Макроокружение создает общие условия, в которых действует предприятие,
определяя для него и других предприятий границы допустимого и недопустимого. Подобно
тому, как атмосфера по разному действует на человека, так и макроокружение в
разной степени влияет на организации в зависимости от уровня ее «здоровья».
Макроокружение по отношению к предприятию выступает:
·
как причина и условие ограничения (или возможности
расширения) деятельности;
·
как предпосылка, вызывающая необходимость изменений на
предприятии.
Состав макроокружения, групп факторов позволяет получить полное
представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации,
приводятся ниже.
1. При анализе экономических факторов рассматривают темпы инфляции
(дефляции), налоговую ставку, международный платежный баланс, уровень занятости
населения в целом и в отрасли, платежеспособность предприятий.
2. При анализе политических факторов следует следить за
соглашениями по тарифам и торговле между странами, протекционистской таможенной
политикой, направленной против третьих стран, нормативными актами местных
органов власти и центрального правительства, уровнем развития правового
регулирования экономики, отношением государства и ведущих политиков к
антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей,
ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.
3. Руководство организации обязано постоянно следить за
технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней
изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Это
особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут
поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции. Анализ
технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии
производства (особенно важно не пропустить момент начала создания принципиально
новых технологий), конструкционных материалах, применении вычислительной техники
для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменения в технологии
сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.
4. Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся
общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях
экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие
проблемы, представляющие большую угрозу для организации. Чтобы эффективно
справиться с этими проблемами, организация как социальная система сама должна
меняться, приспосабливаясь к внешней среде.
В нашей стране целый ряд факторов социальной среды приобрел особое
значение. К ним относятся обостренные национальные чувства, отношение основной
массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в
обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение роли
управляющих в производстве и их социальных установок, изменение общественных
ценностей.
5. Анализ международных факторов приобрел большое значение для
отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю
торговлю. Многие крупные и средние организации активно действуют или собираются
действовать на международном рынке. Поэтому руководство фирм должно следить за
ситуацией, которая складывается в этом обширном сегменте. Нужно отслеживать
политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или
расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей. С учетом
факторов внешней среды стратегия организации, может быть направлена на поиск
защиты у правительства против иностранных конкурентов, укрепление внутреннего
рынка или на расширение международной активности.
После определения основных факторов макроокружения компании целесообразно
провести их анализ. Основой анализа служит информация, содержащаяся в
информационных изданиях, журналах, полученная в ходе обсуждении и т.д., а также
мнения и заключения экспертов. Пример анализа одного из факторов макроокружения
приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Анализ экономической составляющей макроокружения (фрагмент)
Фактор, составляющий
макроокружение
Тенденция развития
Характер влияния на
организацию
(«-» - отрицательное; «+» -
положительное)
Возможная реакция организации
1.Уровень инфляции
Возможна стабилизация
«-» - обесценивание денежных
средств;
«+» - при выплатах по
долгосрочным займам;
«+» - возможность получения
оборотных денежных средств, играя на разнице курса доллара
Предусматривает в договорах
индексацию платежей в случае их просрочки;
покупка и продажа валюты
2.Сокращение доходов потребителей
Тенденции не ясны
«-» - падает покупательная
способность на товары организации, затрудняется сбыт, вынужденное сокращение
объемов производства
Проведение маркетинговых
исследований, поиск новых рынков сбыта