Начальник Управляющий Управляющий Начальник
отдела по магазину 1 по магазину 2 отдела
маркетинга закупок и
снабжения
маркетологи продавцы- обслужи- продавцы- обслужи- менеджер менеджер
кассиры вающий кассиры вающий по закупке по закупке
(3 чел). персонал (2 чел.) персонал готовых п/ф для
изделий магазинов
для
магазинов
уборщица охранник уборщица охранник
снабженец готовыми снабженец
изделиями п/ф
магазинов магазинов
(2 чел.) (2 чел.)
Рис. 4 Организационная структура фирмы "Оптика".
II. Взаимоотношения полномочий и должностные обязанности.
Для успешного функционирования созданной структуры необходимо определить основные полномочия и обязанности каждого исполнителя.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение делегированных задач.
Полномочия всегда ограничены и в зависимости от пределов их ограничения выделяют 2 основных типа полномочий:
1) Линейные полномочия - представляют руководителю узаконенную власть для направления своих подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные решения и действовать в определенных опросах без согласования с другими руководителями.
2) Штабные полномочия, которые в зависимости от функций штабов бывают:
а) рекомендательными - предполагают, что линейный руководитель может, но не обязан обращаться за консультациями и помощью к штабам;
б) с обязательным согласованием - предполагают, что линейный руководитель обязан обсуждать соответствующие ситуации со штабным аппаратом, но не обязан следовать его рекомендациям;
в) параллельными - предоставляют право штабам отклонять определенные решения линейного руководства;
г) функциональными - аппарат может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции.
Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя обязательство выполнять задачи и отвечать за их удовлетворительное выполнение (т.е. принимает ответственность), называется делегированием. [5, с. 308]
В фирме "Оптика" линейные полномочия делегирования следующим отделам: производственному отделу, отделу закупок и снабжения коммерческого отдела, управляющим магазинами. При этом штабные полномочия делегированы отделу маркетинга (функциональные полномочия); финансовому отделу (параллельные штабные полномочия), отделу кадров и труда (рекомендательные штабные полномочия). Такие штабные аппараты имеют линейную структуру, а их менеджеры обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным.
Обязанности, задачи, полномочия каждой управленческой должности определяются в должностной инструкции. Должностная инструкция начальника отдела маркетинга фирмы "Оптика" может иметь следующее содержание:
1) Наименование должности : начальник отдела маркетинга.
2) Должностная целеустановка: разработка всех видов деятельности по всем вопросам в области маркетинга
3) Должностные задачи:
- разработка концепции, стратегии маркетинга для всех видов продукции и услуг;
- разработка комплекса маркетинга для всех видов выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
- разработка, проведение маркетинговых исследований, анализ полученных данных;
- координация решений управляющих магазинами в области ценообразования и предоставляемых скидок, и начальника отдела сбыта по поводу каналов сбыта продукции;
- решения по персональным делам, принятие решений о зачислении, увольнении, повышении квалификации и заработной платы сотрудникам отдела.
4) Должностная компетенция: представительство отдела маркетинга на разлитчных выставках и других мероприятиях, при работе с различными маркетинговыми компаниями и фирмами, а также заключение договоров с рекламными агентствами и другими организациями, оказывающими услуги в области маркетинга.
5) Должностной ранг: руководитель отдела.
6) Должностная субординация: руководитель коммерческого отдела в качестве дисциплинарного начальника.
7) Непосредственные подчиненные: работники отдела маркетинга - маркетологи.
8) Должностной заместитель: руководитель коммерческого отдела.
9) Сотрудничество с другими участками: сотрудническая деятельность с производственным отделом по поводу разработки новых видов продукции и услуг, а также сотрудническая деятельность с управлюящими магазинами в целях непосредственного проведения маркетинговых исследований и определения способов лучшего обслуживания клиентов.
10) Требования к занимаемой должности:
а) высшее экономическое (коммерческое) образование с предоставлением диплома;
б) трехлетний опыт работы в области маркетинговых исследований и разработки комплекса маркетинга;
в) профессиональная компетенция и социальная ответственность как руководителя;
Для фирмы "Оптика" с целью повышения эффективности ее работы подходят следующие основные элементы рациональной бюрократии:
1) четкое разделение труда на основе должностных инструкций.
2) иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий руководитель контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
3) наличие обобщенных формальных правил и стандартов работы, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. Например, правила обслуживания клиентов и выполнения заказов, предоставление отчетов о ежедневных оборотах магазина, правила регистрации заказов и т.п.
4) осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить организация, когда, как и кто должен это сделать. Для воплощения своих решений в дела руководители должны применять на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, мотивация - это процесс побуждения работников организации к деятельности для достижения личных целей и целей организации [5, с. 360].
Разработанные теории мотивации делятся на 2 категории: содержательные и процессуальные. К числу содержательных теорий относятся теории, разработанные Маслоу, МакКлелландом и Герцбергом, целью которых является определение потребностей, побуждающих людей к действию.
Основные потребности, выделяемые автором каждой из теорий, приведены ниже:
А. Маслоу
Д. МакКлелланд
Ф. Герцберг
1. Физиологические потребности
1. Потребность власти как
1. Гигиенические факторы:
в еде, воде, убежище, отдыхе.
желание воздействовать на
- политика фирмы;
2. Потребности в безопасности
других людей.
- условия работы;
и уверенности в будущем.
2. Потребность успеха - удовле-
- заработок;
3. Социальные потребности в
творяется за счет процесса
- межличностные отношения
чувстве принадлежности, социал.
доведения работы до успешного
с начальниками, коллегами;
взаимодействии и поддержке
завершения.
- степень контроля за работой.
4. Потребности в уважении:
3. Потребность в причастности,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9