Рефераты. Проблемы вступления России в ВТО

Специфика России в том, что многие отрасли, попадающие в группу риска неблагоприятных последствий при вступлении в ВТО (группа риска), локализованы в небольшом числе регионов, где они являются важнейшими отраслями специализации. Особенно велик уровень локализации автомобильной промышленности – свыше 80% всех российских автомобилей производится в двух субъектах Российской Федерации. В текстильной промышленности на долю трех субъектов приходится более 65% производства тканей. Подавляющая часть банковских и страховых услуг сосредоточена в Москве. Даже в такой территориально деконцентрированной отрасли, как животноводство, на 10 субъектов приходится более трети производства мяса в стране[42].

В результате вступления России в ВТО в тех регионах и муниципальных образованиях, где концентрируются наиболее уязвимые отрасли экономики, вероятное вследствие возросшей конкуренции сокращение производства может привести к негативным социальным последствиям – росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, соответственно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Подобный сценарий вполне возможен, особенно при слабости защитных мер и отсутствии четкой переговорной позиции.

Повторение системного кризиса начала 1990-хгг., сопровождавшегося сильнейшим спадом производства, прежде всего в неконкурентоспособных отраслях обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, при вступлении в ВТО маловероятно. Но существенные совпадения между перечнями наиболее пострадавших в 2000г. отраслей и отраслей, попадающих в группу риска при вступлении в ВТО, заставляют задуматься об использовании накопленного опыта при прогнозировании возможных последствий вступления в ВТО для определения факторов, оказывающих стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие на социальные процессы в регионах, и формы адаптации экономики и населения к предполагаемым изменениям[43].

В отличие от развитых стран, для России характерна сильнейшая дифференциация регионов по уровню экономического развития, что само по себе является дестабилизирующим фактором. Правда преобладающая часть субъектов Российской Федерации образует плотную группу со средними показателями. Анализ динамики переходного периода показывает, что низкий уровень развития экономики региона прямо влияет на ее устойчивость. Индексы промышленного производства в регионах-лидерах и аутсайдеров представлена в таблице 2.3.















Таблица 2.3

Индекс промышленного производства в регионах-лидерах и аутсайдерах в 2008 г. (2000 г. =100)

"Лидеры" –2008

2008 к 2000, %

"Лидеры" – 2007

2007 к 2000, %

Ненецкий АО

377

Ненецкий АО

87

Ленинградская область

198

Респ. Саха (Якутия)

77

Калининградская область

191

Ямало-Ненецкий АО

75

Сахалинская область

184

Респ. Хакасия

70

Белгородская область

164

Вологодская область

68

Московская область

133

Томская область

68

Ростовская область

123

Респ. Татарстан

66

Респ. Татарстан

123

Липецкая область

64

Оренбургская область

111

Белгородская область

62

Липецкая область

109

Мурманская область

59

Вологодская область

106

Самарская область

58

Тюменская область

103

Ханты-Мансийский АО

58

Ханты-Мансийский АО

102

Красноярский край

58

РФ

82

РФ

48

"Аутсайдеры" -2008

"Аутсайдеры" -2007


Ивановская область

53

Респ. Чувашия

30

Кировская область

51

Пензенская область

30

Респ. Карачаево-Черкесия

51

г. Москва

29

Псковская область

50

Респ. Калмыкия

28

Воронежская область

50

Респ. Мордовия

28

Хабаровский край

48

Хабаровский край

28

Камчатская область

46

Брянская область

27

Респ. Северная Осетия

45

Ивановская область

27

Магаданская область

43

Псковская область

27

Курганская область

40

Респ. Адыгея

26

Респ. Алтай

40

Респ. Кабардино-Балкария

26

Амурская область

37

Респ. Алтай

26

Читинская область

36

Респ. Карачаево-Черкесия

23

Еврейская авт.область

24

Респ. Дагестан

16

Респ. Калмыкия

22

Еврейская авт.область

16


Источник: Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. ВТО и российские интересы. – М.: Магистр, 2009. – С.145.


Это означает, что при возможных неблагоприятных изменениях макроэкономической ситуации после вступления в ВТО именно регионы-аутсайдеры (их около 15, они включают наименее развитые республики и автономные округа, большую часть регионов юга Сибири и Дальнего Востока) первыми проявят негативную динамику из-за общей недоразвитости и уязвимости их экономики.

Вхождение в ВТО неизбежно активизирует развитие большинства проявлений глобализационного процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и др.

Для «открытых» регионов, включенных в мировой обмен (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных, менее четверти субъектов РФ, треть населения страны), вступление в ВТО мало что меняет (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых развиты относящиеся к группе риска банковский и страховой бизнес).

Наиболее сложно прогнозировать воздействие на «полуоткрытые» регионы, где наряду с отдельными экспортными производствами сохранились крупные импортозамещающие (в основном, Урал и Поволжье).

К «закрытым» регионам относится почти треть субъектов Российской Федерации со специализацией на отраслях импортозамещения (машиностроение, пищевая и легкая промышленность). Несмотря на изменение экономики ряда областей Центра и Северо-Запада, Волго-Вятки в сторону большей открытости (например, в текстильных отраслях значительное распространение получило производство тканей на давальческом сырье для последующего экспорта ‑ толлинговых схем, часть машиностроительных предприятий ВПК переориентировалась на экспорт), юг Западной Сибири и особенно слаборазвитые республики и округа без минеральных ресурсов не имеют конкурентных преимуществ и не готовы к контактам с мировыми рынками[44].

В целом регионы с диверсифицированной структурой более жизнеспособны, а наиболее благоприятным является сочетание нескольких экспортных отраслей или экспортных с динамично растущими импортозамещающими. Наименее благоприятна моноотраслевая структура, представленная неконкурентоспособными отраслями импортозамещения.

В более десяти регионах региональные и местные бюджеты зависят от одного-двух крупнейших налогоплательщиков, но чаще это ‑ металлургические и нефтегазовые предприятия, не относящиеся к отраслям группы риска. Негативно выделяется Самарская область, где АвтоВАЗ (отрасль риска ‑ машиностроение) дает более половины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и более 80% налоговых доходов муниципального бюджета г.Тольятти. В случае ухудшения экономических условий после вступления в ВТО, налоговые потери бюджетов области и города обернутся резким сокращением социальных расходов[45].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.