Сопоставляя баланс плюсов и минусов от вступления России в ВТО, следует резюмировать полученные выводы в виде таблицы 3.2.
Таблица 3.2
ВТО и Россия: «За» и «Против»
За
Против
1
Опыт наиболее развитых стран показывает, что новые технологии и инновации стали ключевым ресурсом экономического роста, в перспективе их значение усиливается. Однако инновационный тип экономического роста невозможен без присутствия на мировых рынках высоких технологий. Россия без участия в мировом разделении труда по правилам ВТО обрекает себя на конверсию технической отсталости, усиление сырьевой ориентации экономики, сохранение непригодных в рыночных условиях форм организации и управления хозяйством.
Россия на мировом рынке представлена главным образом сырьевыми товарами, а возможности увеличения экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Нельзя вступать в ВТО прежде, чем будет повышена конкурентоспособность основных высокотехнологичных отраслей промышленности, ведь открытие рынков по нормативам ВТО может окончательно подорвать позиции слабых российских производителей товаров и услуг.
2
Соглашения ВТО и механизмы урегулирования спорных проблем дают возможность приобретения опыта управления процессами международного трансферта и коммерциализации технологий защиты прав интеллектуальной собственности, что снизит потери, которые Россия несет в данной сфере.
Защита прав на интеллектуальную собственность препятствует распространению наукоемких продуктов, технологий и культурных ценностей; нет оснований увязывать защиту прав интеллектуальной собственности с либерализацией торговли, как это делает ВТО.
3
Мировая практика свидетельствует, что членство в ВТО не препятствует проведению "прозрачной" промышленной и инновационной политики, допуская бюджетное финансирование НИОКР, отраслевые, региональные и др. адресные льготы производителям наукоемкой и технически сложной продукции.
Вступление России в ВТО не позволит ей проводить самостоятельную политику, предоставляя бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, однако критически важным отраслям производства.
4
Технологическая безопасность в настоящее время обеспечивается не только оборонными, но также и чисто гражданскими производствами.
Интересы национальной безопасности требуют уменьшения зависимости от импорта ряда высокотехнологичных товаров, исключают захват иностранным капиталом ключевых позиций на стратегически важных сегментах российского рынка.
5
Правилами ВТО предусмотрено, в течение переходного периода использовать специальные меры по защите экономики и ограничению возможных отрицательных последствий, а уступки присоединяющейся страны частично компенсируются удовлетворением ряда встречных требований по "чувствительным" позициям экспорта.
России придется пойти на определенные уступки, которые обязательно затронут интересы отечественных производителей и потребителей.
6
Повышается инвестиционная привлекательность страны за счет внедрения в национальное законодательство общепринятых в ВТО механизмов регулирования внешнеэконом. деят-ти
До вступления в ВТО России придется перейти к новой модели внешнеэкономической политики, которая более эффективно защищала бы национальные интересы.
За вступление в ВТО говорит и тот факт, что по мнению большинства экспертов в области мировой и международной экономики, за последние годы российская экономика значительно приблизилась к нормам ВТО, поэтому особых потерь и дивидендов от вступления в эту организацию ждать не стоит. Находясь за рамками организации, Россия продолжала интегрироваться в мировую экономику, модифицировала законодательство и снижала уровень импортных пошлин, ставки по многим из которых давно ниже установленных ВТО предельных уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что вступление в ВТО не изменит существенно траекторию экономического развития страны, а усложнение ситуации возможно только на отдельных предприятиях в отдельных регионах[57].
В то же время потребители смогут сэкономить на некоторых товарах, которыми рынок и так уже насыщен, а высвободившиеся ресурсы потенциально могут быть направлены на развитие сферы услуг, например, в здравоохранении и образовании.
Рассматривая перспективы России от вступления в ВТО, на современном этапе в условиях мирового финансового кризиса 2008-2009 гг, российские представители заявляют, что в ближайшее время, по крайней мере, пока продолжается кризис и пока не будет понятна посткризисная финансово-экономическая архитектура мира, в ВТО Россия вступать не собирается. Конечно же, столь жесткого заявления об категоричном отказе вступления в ВТО российскими представителями власти не сделано. Зато сделан определенный, по нашему мнению, весьма грамотный шаг, заключающийся в следующем.
В начале 2009 года премьер-министр России Владимир Путин объявил о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана. Уже с 1 января 2010 года на территории наших стран начнет действовать «единый таможенный тариф», а все процедуры по формированию союза будут завершены к 1 июля 2011 года. В этой связи Россия, Белоруссия и Казахстан на время прекращают свои переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. В будущем же эти страны планируют вступить туда как единое пространство - переговоры по вступлению в ВТО Таможенного союза начнутся после 1 января 2010 года[58].
Создание единого Таможенного союза с братскими Белоруссией и Казахстаном само по себе является слишком значимым шагом, чтобы выискивать в этом решении дополнительные выгоды. Важность интеграции, в том числе и экономической, с ближайшими соседями преувеличить сложно. Тем не менее, дополнительным бонусом создания этого союза неожиданно стала возможность «мягко соскочить» с переговоров о вступлении в ВТО. И такой возможностью нельзя было не воспользоваться.
Мотивация российской стороны - не выгодно. А в сегодняшней ситуации финансового кризиса - не выгодно крайне! Краеугольным камнем ВТО является регулирование таможенных пошлин. А это сегодня один из немногих еще оставшихся в руках государства механизмов защиты отечественной экономики. И подпускать к данному "рулю" кого-то извне - это не просто поступиться частью собственного суверенитета. Фактически это означает окончательно добить и без того вяло стоящего на ногах российского производителя[59].
Таким образом, в сложившейся ситуации можно сформулировать следующие рекомендации относительно направления процесса присоединения России к ВТО в конструктивное русло.
1. Окончательное решение о присоединении к ВТО может быть принято исключительно на основе всесторонне аргументированного вывода о готовности к этому российских товаропроизводителей и механизмов государственного регулирования экономики. Для этого необходимо в кратчайшие сроки наладить работу по прогнозированию последствий вступления в ВТО для различных секторов экономики с учетом возможных комплексов системных условий присоединения.
2. Принятие в ходе переговоров о присоединении к ВТО каких-либо конкретны обязательств, в первую очередь по системным вопросам, допустимо только после всесторонней оценки их последствий и получения обоснованного заключения об их приемлемости для России.
3. Присоединению к ВТО должно предшествовать осуществления комплекса мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий на основе обновления их технического и технологического потенциалов. Предстоит активизировать государственную поддержку научно-технических разработок и их внедрения в производство. Эти меры следует тесно сопрягать с определением приоритетов промышленной политики разработкой реализующих их механизмов господдержки, в максимальной степени обеспечивающих защиту национальных интересов и не противоречащих правилам ВТО
4. В целях налаживания четкого контроля за ходом переговоров и обеспечения эффективного руководства процессом подготовки экономики к присоединению к ВТО представляется целесообразным создать при Президенте РФ соответствующий постоянно действующий совет, в котором по возможности должны быть представлены все отрасли российской экономики и лучшие научные силы. В его рамках желательно образовать экспертную группу, способную отслеживать и анализировать ход этой подготовки и осуществлять комплексную оценку возможных последствий принятия Россией обязательств.
Таким образом, можно сделать вывод, членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю.
В результате проведенного комплексного исследования проблем вступления России в ВТО, можно сделать следующие выводы.
Определено, что присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14