Рефераты. Проблемы внешней задолженности России и пути ее преодоления

Проблемы внешней задолженности России и пути ее преодоления

Министерство образования Российской Федерации

Санкт – Петербургский государственный

Инженерно – экономический университет

 

Кафедра общей экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему «Проблемы внешней задолженности России и пути ее преодоления»

 

 

Выполнила:

Студентка группы №711

1 курса

факультета РЭУ

Васько О.Ф.

Руководитель:

Селищева Т. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2002 г.


Оглавление.

 

Введение………………………………………………………………………….2

С чего все началось………………………………………………………………3

Сколько – сколько мы должны?…………………………………………….….11

Возможно ли обслуживание и погашение государственного внешнего долга в предстоящие годы в полном объеме?……………………………………….…12

Является ли Россия страной с экстремально высоким уровнем внешней задолженности?……………………………………………………………….…13

К чему ведут наши долги?………………………………………………………19

Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено!……………..21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24


Введение.

В романе Толстого «Анна Каренина» Алексей Вронский, предвидя скорый разрыв Анны с мужем, проводит ревизию своих финансов и решает, какие долги необходимо заплатить, а какими можно и пренебречь. Шулеру заплатить нужно во что бы то ни стало, за скаковых лошадей – тоже.  А о счетах портного думать не стоит.

Как знает каждый кредитор, сполна получить все им одолженное чаще всего трудно. Один экономист подсчитал, что если бы долги всегда выплачивались, то потомки того умника, который на заре цивилизации догадался дать ближнему под проценты горсть монет, владели бы сегодня всей недвижимостью и финансовыми ресурсами земного шара. Но в том и загвоздка, что кредиторов очень часто надувают. Когда приходит время расплачиваться, все дебиторы, подобно Вронскому, начинают взвешивать, что будет меньше из двух зол – платить или не платить.

Для Вронского долг чести превыше всего. Для корпорации невыплата долгов чревата банкротством и продажей с молотка ее собственности. Однако Россию эти проблемы не касаются. Будучи суверенной атомной державой, она не сильно опасается. Что кто – то опишет ее имущество. Так зачем же вообще платить?

А затем, чтобы вернуться на рынки капитала и продолжать одалживать. Поэтому только беднейшие из государств, которые и впрямь некредитоспособны, долги не платят. Все остальные страны, в том числе и на время выпавшие из мировой финансовой системы вроде Ирана или Ливии, в конце концов, приходят к более или менее разумному соглашению с кредиторами. Как известно, даже держатели облигаций российского царского правительства умудрились что – то по ним выхлопотать три четверти столетия спустя.

Россия, подобно Вронскому, провела анализ своих долгов и выявила приоритеты. Рублевые облигации ГКО (по докризисному валютному курсу это 40 млрд. долл.), как счета портного, она отбросила в первую очередь. С долгами советского времени, которые были реструктурированы меньше четырех лет назад, несколько больше мороки, но и они, по мнению российских властей, не столь важны. Во всяком случае, Парижский клуб государственных кредиторов, где тон задает Германия, так или иначе снизит, реструктурирует и частично простит задолженность.

Мировому валютному фонду, как шулеру, заплатить придется, но, похоже, что хитрый фонд сам себе заплатит из нового 4,5 – миллиардного кредита для России. Но зато РФ гордо обязуется регулярно выплачивать по своим собственным облигациям, выпущенным после 1996 года на общую сумму 16 млрд. долл. А обещанного, как известно, три года ждут.


С чего все началось…[1]

Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально – экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Одни являются одновременно и кредитором, и заемщиком, другие – чистым должником. Но практически во всех странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних «подпиток» будет усиливаться по мере либерализации и глобализации финансовых рынков несмотря на еще ощутимую их изолированность.

 

Россия – должник и кредитор.

Россия  является крупным должником и кредитором. Как кредитор, она сталкивается с неспособностью, а иногда нежеланием должников из числа развивающихся стран погашать свои обязательства. В качестве заемщика она переживает жесточайший долговой кризис.

Россия – должник.

Значительную часть долга Россия унаследовала от Советского Союза. Долг СССР в основном сформировался в 1985 – 1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96, 6 млрд. долл. в начале 1992 г. Быстрый рост внешнего долга был обусловлен, во – первых, экономическими условиями, и прежде всего падением цены на нефть на мировом рынке. Советская экономика, базировавшаяся на нефтедолларовой «подпитке», не смогла перестроиться, и для оплаты импорта потребовались крупные внешние займы. Во – вторых, непродуманной либерализацией внешнеэкономической деятельности. В рамках ее в апреле 1989 г. союзные министерства получили право от имени государства выдавать предприятиям гарантии по кредитам. Поскольку до 1990 г. Советский Союз тщательно соблюдал график платежей по обслуживанию долга, то международные банки и другие западные кредиторы охотно предоставили ему новые ссуды.

После распада СССР возникла проблема распределения долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывались численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986 – 1990 гг. Доля России составила 61,3 %. На втором месте с большим отрывом (16,3%) шла Украина. Этот показатель был распространен и на внешние активы, включая собственность за рубежом и долг иностранных государств Советскому Союзу.

Однако вскоре выявилось, что только Россия выполняет в той или иной мере свои долговые обязательства. Но в силу заложенного в соглашение принципа солидарной ответственности к России могли быть предъявлены претензии. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг СССР при условии перехода к ней прав на внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил заинтересованные стороны. В апреле 1993 г. Запад официально признал Россию в качестве единого государства ответственного по долгам СССР.

Российский государственный долг делится на внутренний и внешний в соответствии с валютой обязательств. Рублевой долг считается внутренним, долг в иностранной валюте – внешним (табл.1).

                                                                                 

Объем и структура государственного внешнего долга (млрд. долл.)

Таблица 1

 

01.01.96

01.01.97

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.