На рис.2.5.1 представлены результаты сводной оценки платежеспособности бюджета и качества управления муниципальными финансами города Пензы, проводимой Министерством финансов Пензенской области.
Рис. 2.5.1 Оценка платежеспособности бюджета и качества управления муниципальными финансами города Пензы
Анализ исходной ситуации позволяет выделить следующие проблемные моменты, обосновывающие необходимость проведения мероприятий реформирования в рамках рассматриваемого блока:
· отсутствие оперативного контроля показателей, отражающих достижение поставленных стратегических и тактических целей в области финансовой политики города Пензы;
· отсутствие формализованной методики проведения оценки платежеспособности муниципального образования «город Пенза» и качества управления муниципальными финансами;
· отсутствие систематически проводимых мероприятий администрацией города Пензы по повышению качества управления муниципальными финансами.
Алгоритмическая (пошаговая) схема
реализации мероприятий и закрепления результатов в рамках проекта «Организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципального образования»
Внутренняя логическая взаимосвязь мероприятий в рамках проекта «Организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципального образования»
1 шаг. Первоочередным мероприятием в рамках рассматриваемого проекта будет проведение оценки перечня показателей, характеризующих качество управления муниципальными финансами города Пензы. Оценку планируется провести за три последних отчетных года и текущий финансовый год на основе Методики проведения оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области, утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области от 28.12.2005 г. № 1075-пП.
Результат реализации мероприятия:
Аналитическая записка с детально проведенным анализом динамики сводной оценки показателей платежеспособности и качества управления муниципальными финансами и описанием причин изменения значений отдельных показателей качества управления.
2 шаг. Следующим шагом станет разработка и утверждение методики оценки платежеспособности и качества управления муниципальными финансами муниципального образования «город Пенза». Методика должна определить порядок проведения оценки и перечень показателей, позволяющих проводить мониторинг соблюдения требований Бюджетного законодательства РФ, и взаимо увязать показатели качества управления муниципальными финансами, утвержденные:
· Указом Президента РФ от 28.06.2007 г. №825 «Об оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
· Приказом Министерства финансов РФ от 02.08.2004 г. №223 «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.08 2005 г. №211);
· Постановлением Правительства Пензенской области от 28.12.2005 г. № 1075-пП «Об утверждении положения о порядке оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области и методики проведения оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области»;
· ведомственными целевыми и муниципальными долгосрочными целевыми программами города Пензы.
Муниципальный правовой акт, утверждающий Методику оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципального образования «город Пенза» и порядок ее применения.
Порядок применения методики должен:
· определить сроки проведения оценки, ответственных исполнителей и формы предоставления результатов проведенной оценки;
· разделить процедуры мониторинга в зависимости от периодичности их проведения на оперативный (ежемесячно) и расширенный (ежегодно).
3.2 Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области (2008-2010 годы)
Программа совершенствования управления финансово-бюджетным комплексом в Пензенской области (2008–2010 годы), разработанная во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу Российской Федерации, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами Пензенской области.
Финансово-бюджетный комплекс Пензенской области – совокупность государственных и муниципальных финансов, объединяющих Министерство финансов Пензенской области, финансовые органы муниципальных районов (городских округов), поселения, распорядителей и получателей средств бюджетов Пензенской области.
1.1. Цели и задачи Программы
В связи с тем, что в 2007 году значительно изменились Бюджетный кодекс Российской Федерации, законодательство, регулирующее и регламентирующее деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, положения о бюджетном учете и отчетности, приоритетной задачей становится совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом в новых условиях.
Кроме того, совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области обусловлено требованиями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года «О бюджетной политике в 2008–2010 годах».
Основной целью Программы является совершенствование финансово-бюджетного комплекса Пензенской области на основе полной автоматизации всего бюджетного процесса и интеграции бюджетного учета.
Для достижения цели поставлен ряд задач, позволяющих в условиях ограниченности бюджетных ресурсов решить основные проблемы совершенствования финансово-бюджетного комплекса Пензенской области:
- реформирование бюджетного процесса и повышение эффективности управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области;
-повышение результативности бюджетных расходов;
- создание эффективно работающего механизма, который позволит полноценно управлять бюджетными средствами в Пензенской области и добиться реальной экономии бюджетных средств;
-создание единого информационного пространства в бюджетной сфере Пензенской области в целях обеспечения полной консолидации бюджетной отчетности в автоматическом режиме;
-организация информационно-методического сопровождения региональной политики по вопросам управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области;
- техническое оснащение всех участников бюджетного процесса;
-создание инструментария учета бюджетных услуг, предоставляемых населению Пензенской области.
1.2. Исходное состояние
Текущее состояние управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области свидетельствует о том, что за последние годы проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, управлению региональной собственностью, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджетов. В Пензенской области принята и реализуется Программа реформирования региональных финансов Пензенской области на 2005–2007 годы, которая утверждена Законом Пензенской области от 2 ноября 2004 года № 688-ЗПО. По итогам выполнения двух ее этапов в бюджетный процесс внедрены элементы бюджетирования, ориентированного на результат: утверждены перечень бюджетных услуг и стандарты их качества; установлены требования к деятельности бюджетных учреждений, индикаторы деятельности органов исполнительной власти; усовершенствованы программно-целевые методы планирования путем введения ведомственных целевых программ.
Принятие трехлетнего бюджета является одним из показателей, характеризующих экономическую и социальную стабильность Пензенской области.
К основным проблемам финансово-бюджетного комплекса в Пензенской области можно отнести следующие:
- ограниченные возможности интеграции автоматизированных систем исполнения бюджета и составления консолидированной отчетности вследствие использования различных программных продуктов бюджетными учреждениями, а также отсутствие каких-либо программных продуктов;
- организация бюджетного учета на местном уровне не отвечает потребностям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и эффективного управления общественными финансами;
-низкая квалификация специалистов, выполняющих функции по формированию бюджетов поселений, бюджетному учету и составлению бюджетной отчетности;
-отсутствие единой методологии информирования, научного исследования и поддержки процесса реформирования финансово-бюджетного комплекса Пензенской области.
1.3. Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы предполагается достичь следующих результатов:
эффективное использование бюджетных средств, улучшение качества взаимодействия всех участников бюджетного процесса;
создание единого информационно-методического сопровождения региональной политики по вопросам управления финансово-бюджетным комплексом Пензенской области;
кардинальное улучшение уровня автоматизации процесса составления бюджетной отчетности муниципальных образований Пензенской области и, как следствие, консолидированной бюджетной отчетности;
решение кадровой проблемы путем укомплектования штата работников высококвалифицированными специалистами и обеспечения достойного денежного содержания.
2. Основные направления программы
2.1 Интеграция бюджетного учета финансового органа и бюджетных учреждений
Интеграция бюджетного учета заключается в объединении бюджетного учета в финансовых органах с бюджетным учетом распорядителей и получателей бюджетных средств с использованием современных информационных технологий.
Взамен существующих в учреждениях отдельных министерств и ведомств, а также на территориях муниципальных районов (городских округов) бухгалтерских служб необходимо создать одно учреждение — централизованный бюджетный центр по обслуживанию всех учреждений, а также по поручению администраций поселений организовать обслуживание сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8