Рефераты. Проблемы приватизации

·        внесение всех необходимых дополнительных изменений в содержание информации, предоставляемой предприятиями биржам;

·        установление строгих правил, определяющих деятельность брокеров и в особенности дилеров (размер комиссий, количество посредников на бирже, недопущение монополий на отдельные виды сделок);

·        разработка системы четко сформулированных требований к кредитованию брокеров и дилеров на время осуществления транзакций;

·        разработка однозначных правил операций с ценными бумагами во внебиржевом обороте.

V. Для России существенным вопросом остается разграничение полномочий между Центральным Банком, Министерством финансов и Федеральной комиссией по фондовому рынку при Президенте РФ. Защиту общих интересов общества и государства от злоупотреблений и некомпетентной деятельности на фондовом рынке должен осуществлять Минфин, в то время как защиту инвесторов, эмитентов и профессиональных участников фондового рынка должна осуществлять Комиссия. Мировой опыт свидетельствует о нежелательности придания ЦБ регулирующих функций, так как при этом возникает конфликт интересов между эмиссионными и регулирующими функциями ЦБ.

Отсюда следует, что Минфин должен иметь своих представителей в составе советов крупнейших бирж, которые осуществляли бы постоянный контроль за их повседневной деятельностью. Они должны осуществлять контроль над сделками с ценными предприятиями, контрольный пакет которых принадлежит государству, и казначейскими обязательствами. Кроме того, Минфин совместно с другими ведомствами должен иметь право вводить ограничения на операции с ценными бумагами по отдельным отраслям народного хозяйства (например, запрет на покупку акций оборонных предприятий иностранцами и др.).

VI. В РФ для Федеральной Комиссии важнейшей стороной деятельности должен стать контроль за доступностью и достоверностью информации об эмитентах и сделках с ценными бумагами. Необходимо, чтобы открытые акционерные общества ежеквартально предоставляли информацию о результатах эмиссий акций, о направлении и объемах вложения средств, полученных средств, бухгалтерский баланс, подтвержденный независимыми аудиторами. Точно также Комиссия должна следить за недопущением к биржевым торгам финансовых инструментов, несоответствующих требованиям законодательства (самого разного характера - от свидетельств о депонировании акций и сертификатов акций до "билетов МММ"). Наконец, на Комиссию следует возложить обязанность присваивать рейтинги ценным бумагам.

Она должна заниматься вопросами допущения ценных бумаг к котировкам на биржах, учитывая такие показатели, как размер капитала и прибыли эмитентов, число акционеров и свободно обращающихся акций, индикаторы финансовой устойчивости предприятий. В решении этой задачи ей следует исходить из того, что финансовое положение большинства российских эмитентов таково, что по стандартам мирового рынка ценных бумаг большинство предприятий не сможет выставить свои акции на котировки.

VII. Процесс видоизменения инвестиционных фондов в России возможен на основе сложившийся в РФ системы регулирования акционерных обществ. Наиболее часто формой такой конверсии называется ликвидация инвестиционного фонда и создание на его основе ПИФа. Может быть, ликвидация ЧИФа не является обязательной. Принципиальным моментом является не статус фонда, а механизм его работы с акционерами, защита их прав и обеспечение возможности выхода из фонда. На практике возможны три базовых типа поведения инвесторов ЧИФов - требование полного выкупа своей доли (по неточной аналогии с ПИФами или открытыми фондами) в целях потребления, выкуп с целью инвестиций в более краткосрочные финансовые инструменты (ПИФы, прямые инвестиции в ГКО и др.) и отказ от выкупа в течении ближайшего времени.

VIII. В целях преодоления застоя на фондовом рынке и уменьшения риска от вложений в ценные бумаги и проведения операций с ними по правилам, соответствующим принятым в мировой практике стандартам, в РФ требуется принять следующие меры:

·        создание системы мобилизации наличных средств населения, включая институциональные и инвестиционные, а также и государственные внебюджетные фонды;

·        усиление государственного регулирования операций с ценными бумагами как через Комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, так и через Минфин РФ;

·        уделение особого внимание на защиту прав мелких инвесторов и прежде всего в части их доступа к достоверной информации об эмитенте и недопущении ценных бумаг, несоответствующих требованиям закона;

·        совершенствование работы фондовых бирж и фондовых отделов валютных бирж России;

·        необходимым представляется в целях повышения ликвидности создание второй системы электронной торговли акциями, которая работала бы с меньшими пакетами акций, чем РТС.

Осуществление данных мер позволит увеличить инвестиционные ресурсы российского фондового рынка и возможность их капитализации, привлечь на рынок новых инвесторов и гарантировать их от чрезмерно рискованных сделок. Все это в конечном счете ускорит формирование фондового рынка в России, придав ему столь необходимые новые импульсы.

Таким образом, проведенный анализ дает все основания для общего заключения о том, что в России развитие фондового рынка отражало, по крайней мере частично, борьбу за передел собственности между старыми и новыми элитными социальными группами. Таков глубинный социальный смысл рассмотренных выше экономических процессов.


Литература

 

1.      См., напр., наш прогноз осеннего краха 1997 года в С.Гафуров. "Очищающий" кризис: Возможен ли он в России? "Рынок ценных бумаг" No.19/1997

2.      Приватизация. Сборник Законодательства Российской Федерации и нормативных актов Правительства Москвы. "Союз юристов". М. 1992. с. 70.

3.      Цит. по: Harry G. Miller. Privatizaiton."Business Monthly", June 1993. Cairo. р.28.

4.      Материалы о расцвете экономики. Приватизация государственных предприятий. Серия докладов по экономическому процветанию. Подготовлено Центром международного частного предпринимательства. Вена 1995. с. 15.

5.      См.: С.В.Голубев. Функции фондового рынка в экономике развитых стран. "Финансы" No.6/1995 г. с.25.

6.      Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Собрание законодательства Российской Федерации. No.17. 22/4/1996.

7.      См.: Рабочая группа экспертов при Комитете Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Закон "О рынке ценных бумаг" (проект). "Рынок ценных бумаг". No.16/1994.

8.      Цит. по Л.Тейлор. Постсоциалистический переход с точки зрения экономики развития. "Мировая экономика и международные отношения" No.1/1993 с.61-62.

9.      См.: напр., А.Еремин. Теория и практика собственности в современной экономике. "Экономист". No.10/1994. С.5.

10.  Л.П.Евстигнеева. Р.Н.Евстигнеев. Управляемость экономикой...

11.  Н.Иванов. Российская приватизация и альтернативные модели общественного развития. "Мировая экономика и международные отношения" No.2/1995. с.90.

12.  В.П.Гутник. Рыночные институты и трансформация российской экономики. "Мировая экономика и международные отношения" No.7/ 1995.

13.  А.Еремин. Теория и практика собственности в современной экономике. "Экономист". No.10/1994. с.44.

14.  На пути к экономической демократии. Международный опыт. (под ред. А.Бузгалина). М. "Третий путь". 1994. т.2.с.101.

15.  См.: напр., На пути к экономической демократии. Международный опыт. (под ред. А.Бузгалина)...,. Э.Рудык. Мировая тенденция- демократизация собственности. "Независимая газета" 14/03/1996.

16.  См. напр.,: В.Д.Гельбрас. Реформы в КНР: проблема оценки итогов. "Мировая экономика и международные отношения" No.7/1995 г. с.27.

17.  Счетная палата Российской Федерации. Отчет о проверке центральных аппаратов государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Российского фонда федерального имущества, Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России. М. 1996. с.5.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.