Рефераты. Проблема открытия и ведения валютных счетов резидентами

Многие развитые страны пришли к либерализации валютного регулирования, свободному курсообразованию эволюционным путём лишь в восьмидесятые годы, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию ограничений для движения капитала.

Однако обязательная продажа выручки от экспорта существует во многих странах, так, например в Ирландии, Швеции, где валютная выручка должна быть предложена для продажи одному из уполномоченных банков.

Для стран Восточной Европы также характерны данные процессы. Например, если выручка от экспорта поступает в свободно конвертируемых валютах, как это имеет место в Венгрии, полученная выручка должна быть сдана в уполномоченные коммерческие банки и пере­считана в национальную валюту в течение восьми дней с момента поступления иностранной валюты. И, наоборот, если в Венг­рии экспортная выручка получена нерезидентами в венгерской наци­ональной валюте, она может раз­мещаться на специальных внешне­торговых счетах в уполномоченных банках и не конвертироваться в на­циональную валюту. Эта выручка может использоваться для оплаты покупаемых в других странах това­ров и услуг или для осуществления операционных расходов иностран­ных фирм.

Российский рубль, составляющий основу национальной валютной системы России, был введен в обра­щение в 1993 г., заменив рубль СССР. Эту дату следует считать мо­ментом обособления валютной си­стемы России от валютных систем бывших республик СССР. При этом было отменено и законодательно установленное в СССР содержание золота в советском рубле, что было принципиально согласовано с ус­тавом ВМФ, запрещающим для вхо­дящих в него стран фиксировать золотое содержание национальной валюты. В МВФ Россия вступила в июне 1992 г., а с июня 1996 г. официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на членов МВФ его Уставом. В на­стоящее время валютный курс руб­ля не привязан к какой-либо инос­транной валюте или валютной кор­зине, он является плавающим в за­висимости от спроса и предложе­ния на валютных биржах России.

В последнее время развернулась острейшая борьба между Банком России и Министерством фи­нансов с одной стороны и, предста­вителями крупного бизнеса с другой стороны за существенную либерализацию валютных операций и ослабление валют­ного регулирования. Особенно настоятельно дискутируется вопрос о необходимости существенного сокращения норматива обязатель­ной продажи валютной выручки экспортерами.

Среди доводов в пользу измене­ния режима валютного регулирова­ния в сторону его постепенной ли­берализации можно отметить то, что существующий ва­лютный режим недостаточно эф­фективен. Действительно, продолжа­ется масштабное бегство капитала. Если взглянуть на внешнеторговый канал как способ оттока капитала, то можно заметить, что он проис­ходит из-за не поступившей своев­ременно в страну экспортной вы­ручки и не погашенных в срок им­портных авансов.

Валютное регулирова­ние неразрывно связано с избыточной ликвидностью, которая, в свою очередь, создает угрозу ускорения роста цен. Опыт последних лет по­казал, что российская экономика оказалась неподготовлена к эффек­тивному освоению того притока ва­люты, который произошел в резуль­тате резкого увеличения цен на энер­гоносители. Действующий норматив обязательной продажи валютной выручки в условиях огромного по­ложительного сальдо платежного баланса привел, с одной стороны, к существенному росту валютных ре­зервов и, с другой стороны, к образованию избыточной рублевой лик­видности, которая, безусловно, представляет определенную угрозу для макроэкономической стабиль­ности и, прежде всего, потери конт­роля над инфляцией.

При ограниченной конвертируе­мости рубля естественно исходить из того, что не существует значи­мых микроэкономических причин предпочитать рублевую ликвид­ность валютной. Следовательно, предложение валюты в российских условиях в определяющей мере формируется фактическими поступлениями от экспорта и нормативом продажи валютной выручки.

Предложение валюты должно обеспечивать следующие компо­ненты спроса на нее:

- со стороны импортеров (сюда включается и спрос со стороны российских туристов);

- со стороны правительства, которое покупает валюту для покрытия выплат по внешнему долгу;

- со стороны Центрального банка, который наращивает свои резервы для повышения устойчивости национальной валюты;

- со стороны населения для пополнения валютных сбережений.

Чтобы покрывать эти нужды продажа части экспортной выручки просто необходима на современном этапе.

В настоящее время в России существует следующий порядок обязательной продажи части валютной выручки. Валютная выручка предприятия – резидента в полном объёме зачисляется на транзитный валютный счёт в уполномоченном банке, обслуживающем данное юридическое лицо. После поступления указанных средств банк не позднее следующего рабочего дня уведомляет об этом клиента по установленной форме (приложение 2). По получении извещения резидент в течение семи дней дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу 50 процентов валюты и одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой текущий валютный счет (Приложение 3). При этом обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов:

- поступления в качестве взносов в уставный капитал, а также доходы, полученные от участия в капитале;

- поступления от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций), а также доходы по фондовым ценностям;

- поступления в виде привлеченных кредитов , а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов, включая начисленные проценты;

- поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;

- поступления от реализации гражданами в установленном Банком России порядке товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации за иностранную валюту;

- поступления в виде возврата авансовых платежей по неисполненным импортным контрактам.

Основанием для зачисления уполномоченным банком на текущий валютный счет резидента иностранной валюты, поступившей от нерезидента в виде возврата авансового платежа по неисполненным импортным контрактам, является заявление резидента об осуществленном им ранее платеже в иностранной валюте с его текущего валютного счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером резидента. Это заявление должно быть заверено уполномоченным банком, с текущего валютного счета в котором был осуществлен платеж, и представлено импортёром в уполномоченный банк, на транзитный валютный счет которого зачислены эти поступления.

Обязательной продаже так же не подлежат поступившие от резидентов платежи в иностранной валюте, которые производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки то есть средства на текущих валютных счетах юридических лиц, а также средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Со своих транзитных счетов до осуществления обязательной продажи части иностранной валюты предприятия не вправе производить выплаты кроме некоторых случаев, а именно:

- в пользу нерезидентов в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

- в пользу юридических лиц - резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;

- по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте, а также по оплате таможенных процедур;

- в пользу уполномоченных банков по начисленным ими комиссионным вознаграждениям;

- иные расходы в случаях, разрешенных Банком России.

Все эти расходы в иностранной валюте уменьшают базу при расчете сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже.

В случае, если юридические лица произвели указанные выплаты со своих текущих валютных счетов, то на сумму фактически произведенных платежей средства в иностранной валюте с транзитных валютных счетов переводятся на текущие валютные счета юридического лица.

После получения от юридического лица поручения на продажу валюты уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует иностранную валюту с транзитного счета клиента на свой отдельный лицевой счет. Затем, в течение трех рабочих дней уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах

В случае превышения суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, десяти миллионов долларов США, уполномоченный банк имеет право по предварительному согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России осуществить продажу долларового эквивалента этой суммы Центральному банку Российской Федерации. Банк так же вправе купить иностранную валюту от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции.

Если клиент в течение семи календарных дней от даты зачисления средств на транзитный валютный счет не предоставляет поручения на продажу части валютной выручки уполномоченный банк на следующий рабочий день депонирует 50 процентов всей валютной выручки на своем отдельном лицевом счете и продает указанные средства в таком же порядке.

50 – ти процентная квота на обязательную продажу валютной выручки не выгодна предприятиям – резидентам, о чём уже было сказано выше, при этом правительство оставляет за собой право изменять её как в меньшую, так и в большую сторону. Государство же не может лишить себя такой страховки, так что, очевидно, данная дискуссия будет актуальна ещё долгое время. 












3.2. Ограничения покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке как метод валютного регулирования

 

Если, обязав предприятия продавать часть валютной выручки на внутреннем валютном рынке, государство стремится обеспечить устойчивое предложение иностранной валюты, то ограничения на покупку валюты на внутреннем рынке, прежде всего, обеспечивают устойчивый спрос на неё.

Согласно инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 года № 7 покупка иностранной валюты на внутреннем рынке может быть произведена в следующих целях:

- для осуществления текущих валютных операций;

- для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, которые в соответствии с нормативными актами Банка России осуществляются резидентами Российской Федерации без лицензий (разрешений) Банка России;

- для осуществления платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по возврату этих кредитов;

- для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.