Рефераты. Проблема демонополизации экономики

Закон «О защите конкуренции» предусматривает изменение подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства. Уточняется понятие товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хо­зяйствующих субъектов к определенной группе. Включаются определе­ния таких категорий, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции, а также по­нятие согласованных действий.

В законе существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта:

а)     Снижено пороговое значение доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке с 65 до 50%, начиная с которого положение та­кого хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается до­минирующим (если такой хозяйствующий субъект не докажет об­ратное).

б)    Введено понятие коллективного (множественного) доминирования.

в)     Предусмотрена возможность установления федеральными зако­нами доминирования компании с долей менее 35%.

г)     Введен особый порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения финансовой организации

В отношении злоупотребления доминирующим положением, согла­шениями и согласованными действиями, ограничивающими конкурен­цию, установлен перечень допустимости нарушений, т.е. тех, в отношении которых не требуется доказательства их негативного влия­ния на конкуренцию. Искомые критерии допустимости распространя­ются на соглашения, согласованные действия, сделки, злоупотребление доминирующим положением и предполагают выполнение следующих условий:

а)     отдельные лица не получают возможности полностью устранить конкуренцию;

б)    они не налагают на участников ограничений, избыточных для до­стижения целей соглашений, согласованных действий, сделок, злоупотребления доминирующим положением;

в)     способствуют совершенствованию производства, реализации то­варов или стимулированию технического, экономического про­гресса либо повышению конкурентоспособности товаров россий­ского производства на мировом рынке;

г)     предполагают получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), которые получают уча­стники соглашений, согласованных действий, сделок, злоупот­ребления доминирующим положением.

Одной из существенных новелл закона является введение четких и ясных критериев, на основании которых соглашения и согласованные действия, хотя и приводящие к ограничению конкуренции, но имеющие безусловный общий положительный эффект и не приводящие к недопу­щению и устранению конкуренции, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом.

Особое внимание уделено антимонопольным требованиям к торгам и особенностям отбора финансовых организаций. В решении этих задач антимонопольные органы имеют незначительную по времени практику правоприменения - четыре года. В то же время контроль за проведени­ем конкурсных процедур в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок в настоящее время также возложен на антимо­нопольный орган.

Избирательное предоставление льгот и преимуществ отдельным хо­зяйствующим субъектам органами государственной власти и местного самоуправления является одной из основных угроз конкуренции. Запре­ты на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и органов местного самоуправления распространены также на акты и дей­ствия государственных внебюджетных фондов. Закон содержит принци­пиально новый подход к контролю предоставления органами государствен­ной власти и местного самоуправления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. В него включено понятие государственной помощи, которое устраняет существовавшую ранее неопределенность в подходе к определению понятий ограничивающей конкуренцию государ­ственной помощи и мер государственной поддержки.

Серьезной проблемой является эффективность государственного кон­троля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках. В качестве критериев контроля экономической концентрации закон вво­дит новые пороговые значения оборотных показателей хозяйствующих субъектов - участников сделки, подлежащей контролю. В целях повы­шения действенности антимонопольного контроля в законе конкрети­зированы нормы, определяющие обязанность хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгодоприобретателях (бенефициариях) и об участву­ющих в сделках оффшорных компаниях.

Действующий в настоящее время подход к определению размера от­ветственности за нарушение антимонопольного законодательства не обеспечивает соблюдения законности в этой сфере. Следовательно, неотъемлемой частью реформирования антимонопольного законодатель­ства должно стать принципиальное изменение подхода к определению размера штрафа за нарушение в данной сфере и порядка его исчисления. Новый порядок должен исходить из концепции определения размера ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в за­висимости от состава правонарушения, нанесенного ущерба и размера оборота компании, нарушившей антимонопольные требования или не исполнившей решения и предписания антимонопольных органов.

Политика антимонопольного регулирования России осуществлялась не только за счет совершенствования базового Закона, применяемого для товарных рынков, но и других законодательных актов, достаточно само­стоятельных по своей сущности.

Важное место в антимонопольной практике занимает контроль за дея­тельностью субъектов естественных монополий. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» распространялся только на деятельность субъектов естественных монополий, регулиру­емых федеральным законодательством

Круг естественных монополий составляют исключительно отдельные сферы инфраструктурных отраслей. Важно отметить, что в Закон «О за­щите конкуренции» включен ряд положений, непосредственно регули­рующих поведение субъектов естественных монополий.

По мере развития конкуренции на отдельных рынках все большую роль начинала играть реклама. Специфика рекламной деятельности, выража­ющаяся в обслуживании коммерческого оборота, с целью стимулирования сбыта товаров, уже в начале 1990-х гг. показала чрезмерную обобщенность и явную недостаточность норм, направленных против недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненад­лежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред. В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.03.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», входящий в состав антимонопольного законода­тельства и устанавливающий правила поведения фирм на рынке реклам­ной продукции.

Одиннадцатилетняя практика действия данного закона продемонст­рировала как сильные, так и слабые стороны его применения при ста­новлении и функционировании цивилизованного рынка рекламы в Рос­сии. Однако маркетинговые стратегии компаний, направленные на активизацию продаж и продвижение товаров на рынках, все активнее включают в свою практику новые технологии и инструменты, не подпа­дающие под действие регулятивных механизмов существующего рек­ламного законодательства. Общественное мнение стало настойчиво вы­ступать за ужесточение государственного регулирования рекламной деятельности, что оказало существенное влияние на разработку и при­нятие нового Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», разработанный МАП России, вступил в силу только 1 января 2000 г.  Просуществовав на рынке почти шесть лет, Закон существенно повлиял на деятельность финансовых организаций наравне с Центральным бан­ком России, ФКЦБ России, Минфином России. Вместе с тем ряд поло­жений этого Закона практически полностью дублировали действующий Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельнос­ти на товарных рынках», не совершенствуя, а наоборот, усложняя прак­тику его правоприменения. В связи с этим было принято концептуаль­ное решение о создании единых правовых основ для развития и защиты конкуренции как на товарных, так и финансовых рынках. С 26 октября2006 г. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансо­вых услуг» признается утратившим свою силу.

В заключение необходимо отметить, что за последние годы в основном сформированы направления конкурентной политики и система антимо­нопольного законодательства, охватывающего практически все сферы эко­номической деятельности, создан профессиональный антимонопольный орган (Федеральная антимонопольная служба России и ее территориаль­ные управления), который может осуществлять новый комплексный под­ход к реализации антимонопольной и конкурентной политики. Эволю­ция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от эконо­мической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировке государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм.









Заключение

Итак, подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём, я уверена, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

В процессе данной работы мне удалось определить то, что:

а)     Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;

б)    Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;

в)     В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;

г)     Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;

д)    Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.

е)     Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

ж)   Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».


Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь экономике совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь населения, в общем, непременно будет становиться лучше.

















Список использованной литературы

1       Океанова З. К. Экономическая теория: Учебник. – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и КО», 2003

2       Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности  «Нац. Экономика». - М.: Издательство «Омега – Л», 2007

3       Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997

4       Гальперин В. М., Игнатьев С.М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая редакция В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1998. Т. 2.

5       Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие / Под ред. д. э. н. О. Ю. Мамедова – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001

6       Сидоров А. Ф. Основы экономической теории. Учебное пособие. – К.: Тип. КубГАУ, 1999









Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.