Рефераты. Проблема демонополизации экономики

В целях развития конкуренции используются различ­ные подходы и методы ценообразования. Главное – не дать возможности задушить конкурентов, воспрепятствовать исключения их из производственного процесса.

По отношению к крупным монополистическим структу­рам проводится довольно жесткая политика контроля над ценами, не позволяющая утаивать прибыли от налогообло­жения.

Очень жесткий порядок ценообразования в области естественных монополий. Достаточно широкое распрост­ранение в современной западной экономике получили сле­дующие три, во многом не либеральные метода ценообра­зования в этой сфере:

а)     метод предельных издержек - отражает необхо­димость установления монопольных цен на уровне предель­ных издержек. С одной стороны, это важный антизатратный фактор, с другой - такая ориентация очень часто ве­дет к убыткам, необходимости субсидирования монополий за государственный счет;

б)    метод средних издержек предполагает, что вся прибыль монополиста, за исключением "нормальной", изы­мается государством. Как и первый, этот метод отвечает интересам государства, общества, вместе с тем достаточно часто не отвечает корпоративным интересам, не создает заинтересованности в минимизации издержек;

в)     метод установления потолка цен - важен с позиций национальных интересов, вместе с тем не стимули­рует развитие производства, обычно приводит к дефициту продукции.

С учетом особенностей страны и требуемых объемов продукции государства выбирают наиболее предпочтитель­ные, отвечающие специфике страны методы ценообразо­вания (рис.2).


Методы ценообразования

 
 



 


Метод предельных издержек

 

Метод средних издержек

 

Метод установления потолка цен

 
 





Рисунок 2 – Методы ценообразования


Представленные механизмы позитивно характеризуют государственную политику цен в области естественных мо­нополий, как отвечающую интересам общества, национальной экономики. Если монополистические структуры не по­лучат достаточной прибыли, возможно, как отмечалось, их субсидирование за государственный счет.

Современные подходы к установлению эффективного "уровня" цен в области естественных монополий в нашей стране, представляется, также требуют ориентации на сни­жение затрат. Это явится основой и для соответствую­щей, отвечающей интересам национальной экономики по­литики, проводимой на следующем этапе: "снижение зат­рат" - "снижение цен". Такая диалектика и такой прин­цип - необходимая основа перехода от "затратной" к "антизатратной" экономике.

Современная практи­ка и современное антимонопольное законодательство не ис­ключают развития крупного производства, основанного на достижениях научно-технического прогресса, которое не под силу мелкому, а иногда и крупному бизнесу, в осо­бых случаях требует государственного участия.

         Вместе с тем прослеживается тенденция к развитию конкуренции на разных уровнях товарных рынков:

а)     среди немонополизированных предприятий;

б)    внутри монополий - между входящими в них пред­приятиями;

в)     между монополиями.

Тенденции конкуренции и монополии на современном этапе:

а)     проявляется необходимость в круп­ных монополистических образованиях, поскольку целый ряд процессов, связанных, например, с развитием научно-тех­нического прогресса и др., требуют мощи национальных го­сударств;

б)    усиливается значимость и позитивные проявления внутримонополистической конкуренции;

в)     незначительна роль в конкуренции мелких, разроз­ненных самостоятельных собственников, которым не под силу использование достижений научно-технической рево­люции и которые по отношению к крупному капиталу вы­полняют в основном вспомогательную роль.

Наряду с ориентацией на национальные механизмы в условиях интернационализации экономики проявилась не­обходимость формирования подходов, сориентированных на новый уровень отношений, в том числе межнационального законодательства по антимонопольной политике, посколь­ку интернационализация экономических связей и производ­ства требует правового урегулирования.

Таким образом, особенности современного развития, с одной стороны, вносят коррективы, с другой - упорядочи­вают механизмы совершенной и несовершенной конкуренции, как в отдельных странах, так и в глобальной экономике. Очевидна необходимость учета их при формировании ры­ночных механизмов и развитии рыночной экономики в конк­ретных странах, на разных уровнях




2  Демонополизация в условиях рыночной экономики

Во многих странах антимонопольное законодательство дополняется более широкой системой правового регулиро­вания рыночной экономики, направленного на разработку и реализацию механизмов деятельности хозяйствующих структур в интересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно зак­репляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установленным параметрам, определяются социально-этические подходы к рекламе и другим направ­лениям деятельности.

         Все это является основой для формирования "органи­зованного", "регулируемого" рынка.

         Основными "регулирующими" и "контролирующими» рыночный механизм структурами выступают:

а)     правовая система;

б)    учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю;

в)     налоговая система;

г)     органы финансовой, денежно-кредитной политики.

Таким образом, государство и право устанавливают на рынке правила игры. Про­водимая ими деятельность "'направляет" и "организует" рыночную систему. Такой акцент очень важен, поскольку ориентирует  на структуры и механизмы, обеспечиваю­щие в национальной экономике развитие то ли стихийного, то ли регулируемого рынка.

Некоторые исследователи связывают организованный рынок с деятельностью монополий, которые реализуют ос­новную массу товаров или производят значительную часть продукции по предварительным заказам. Видимо, это со­ответствует действительности и не вызывает спора. Круп­ные монополии не производят продукт на неизвестный ры­нок. Вместе с тем представляется важным подчеркнуть спо­собность монополии определенным образом "организовать" рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии "организовать" национальный рынок Ее деятельность, напротив, может способствовать обостре­нию противоречий между отдельными "организованными мо­нополией" и "не организованными ею" рынками.

В условиях антимонопольного законодательства монополия сама не свободна от государственного регулирования, не может независимо от него устанавливать "правила игры". Следовательно, "организованный" в рамках национальной экономики рынок является продуктом государственного регулирования, проводимой правительством экономической политики, а не результатом деятельности отдельных, даже очень крупных хозяйствующих структур.

Вместе с тем характеризуемые подходы, определяю­щие важную роль госрегулирования в становлении "орга­низованного" рынка, ни в коем случае не посягают на базо­вые основы рыночной экономики - инициативную деятель­ность предпринимательских структур.

Регулирующая роль государства должна состоять в том, чтобы, исходя из экономической необходимости и экономи­ческой целесообразности, определить наиболее предпочтительные для национальной экономики направления деятельности, размеры и организационные формы предпринимательских структур, эффективные в конкретных условиях, механизмы финансовой,  денежно-кредитной, ценовой политики, закрепить их в правовых и иных актах. Их реализация в условиях предпринимательской свободы и будет формой государственного регулирования и контроля в национальной экономике, сориентированной на сочетание различных форм госрегулирования с предпринимательской инициативой.

Предлагаемые "механизмы" не предполагают жёстко централизованного управления из единого народно­хозяйственного центра товарными потоками, это доста­точно мобильные методы регулирования, сочетающие пре­имущества рыночного и государственного механизмов.

В настоящее время во многих странах сформировалась особая "рыночная инфраструктура", которая непосред­ственно занимается проблемами взаимоотношений контр­агентов рынка. К ней относятся: ассоциации, союзы потре­бителей, профсоюзы, торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и т.д., имеющие в различных стра­нах специфические формы.

Они определяют и контролируют поведение участников рынка, эффективность работы рыночных механизмов.

Итак, в современных экономических системах, основан­ных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной стороны, усиливаются горизонтальные связи меж­ду рыночными структурами. Значительную часть продук­ции крупные и средние предприниматели производят по заказам в соответствии с договорами, контрактами, что ис­ключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На неизвестного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители.

С другой стороны, наряду с горизонтальными весьма активно развиваются вертикальные связи внутри хозяйствующих субъектов, а также связи, идущие от государ­ства к хозяйствующим субъектам и в необходимых преде­лах регулирующие их поведение.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.