Рефераты. Проблема демонополизации экономики

Проблема демонополизации экономики

Введение

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.  Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Именно по причине важности этого вопроса для современной экономики я выбрала его темой своей курсовой работы.

В своей работе я постаралась рассмотреть понятие антимонопольной политики, цели и методы демонополизации экономики, её особенности в условиях рыночной экономики, а также осветить процесс становления антимонопольной политики в России,  действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.

Во время работы над этой курсовой я научилась лучше систематизировать информацию, выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять сведения из разных источников и, несомненно, получила новые знания по проблеме антимонопольной политики.








1 Демонополизация, её цели, способы и механизмы

1.1          Понятие антимонопольной политики

Конкуренция может оказаться под угрозой, если власть и рычаги эко­номического воздействия на рынок будут сконцентрированы в руках не­большого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыноч­ных механизмов, ведут к диспропорции спроса и предложения, нерацио­нальному использованию производственных мощностей и факторов раз­вития и, как результат, к снижению эффективности рыночной системы.

Эффективность функционирования общества достигается за счет ре­зультативности отдельных отраслей и уровня правительственной поли­тики. Виды инструментов государственной политики, направленной на корректирование экономического поведения и структуры рынка, разно­образны, мы же уделим наибольшее внимание государственной антимо­нопольной (конкурентной) политике, призванной обеспечивать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избира­тельного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потре­бителей.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на де­монополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами кон­центрации на рынках, пресечение монополистических действий и недо­бросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также про­паганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного со­знания в пользу развития рыночных сил.

Конкурентная политика - более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по ин­формированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед об­ществом и рынком. В европейской практике эта политика получила на­звание «адвокатирование конкуренции».

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной полити­ки любого государства, исповедующего рыночные начала в экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня по­нимания этой политики.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к ме­роприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурент­ного права.

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет ши­рокое участие антимонопольных органов в выработке экономической по­литики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, ко­торые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рын­ка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.

Государство обязано выполнять важные экономические, организаци­онные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частно­го сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной по­литики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохране­нии баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции).


1.2          Основные цели антимонопольной политики

Можно выделить следующие основные цели, достижение которых позволяет идентифицировать эффективность рыночной системы:

а)     Рациональное использование ресурсов для выпуска продукции и ее соответствия количественным и качественным требованиям потребителей.

б)    Деятельность субъектов рынка, относящихся к любой стадии вос­производственного цикла, должна быть прогрессивной и оптимальной, должна использовать преимущества науки и техники.

в)     Распределение доходов должно быть справедливым и не должно пре­вышать уровня, необходимого для возмещения затрат.

г)     Достижение социальной и экономической стабильности в обще­стве.

В связи с этим основными экономическими целями антимонополь­ной политики являются действия, направленные на оптимизацию ры­ночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различ­ных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения каче­ства жизни и обеспечения конкурентоспособности российской эконо­мики (рис. 1).

Достижение этих целей предполагает:

а)     проведение мероприятий по демонополизации высокомонополи­зированных рынков и поддержке предпринимательства;

б)    обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих кон­центрацию активов и рыночной власти;

в)     снижение барьеров входа на рынки новых экономических струк­тур и обеспечение эффективного контроля за поведением доми­нирующих хозяйствующих субъектов;

г)     активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

д)    упорядочение оказания государственной помощи;

е)     организацию антимонопольного контроля за поведением субъек­тов естественных монополий;

ж)   пропаганду основных требований и норм антимонопольного за­конодательства разработку мероприятий, направленных на адво­катирование конкуренции.























Рисунок 1 – Экономические цели антимонопольной политики


1.3          Направления антимонопольной политики

Практика антимонопольной деятель­ности осу­ществляется в значительной мере по четырем важнейшим, традиционным направлениям:

а)     ограничение монополизации рын­ка;

а)     запрещение слияния конкурирующих компаний;

б)    запрещение установления монопольных цен;

в)     сохранение и поддержание конкуренции в ее циви­лизованных формах.

Современная практика ориентируется на развитие двух важнейших форм совершенной и несовершенной конку­ренции:

а)     Монополистическая конкуренция с дифферен­циацией продукта, которая предполагает разделение раз­личных видов продукции и услуг на их подвиды, произ­водством и реализацией которых занимаются разные ком­пании. Она позволяет учитывать как особенности различ­ных производственных структур, так и различие условий реализации продукции. Это своеобразная достаточно эф­фективная форма сочетания совершенной и несовершен­ной конкуренции.


б)    Достаточно эффективной формой сочетания совер­шенной и несовершенной конкуренции является олигополия, базирующаяся на господстве небольшого числа круп­нейших фирм в производстве и на рынке. Например, круп­нейшие автомобильные гиганты США - "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер", с одной стороны, монополизировали рынок автомобилей в США, с другой - ориентируют по­требителей на качество, предпочтительность каждой тор­говой марки. При этом "возможности кошелька" позволяют наиболее состоятельным покупателям приобретать уникаль­ные, порой произведенные в единственном экземпляре то­вары высокого качества по высоким рыночным ценам.

При установлении такого рода высоких цен монополии ориентируются не на ценовую, а на неценовую конкуренцию. Соперничество ведется на базе технического nревосход­ства, высокого качества, надёжности изделий.

Относительно слабые компании, не выдерживающие конкуренции, теряют позиции на рынке, как правило, по­глощаются крупным бизнесом, или могут сотрудничать с ним в качестве вспомогательных структур.

Важным аспектом антимонопольного законодательства является запрещение слияния конкурирующих компаний. При этом правительства многих стран контролируют и про­тиводействуют не только открытым, но и "тайным" объе­динениям и сговорам. Отмеченное обстоятельство явилось основной причиной "антикартельной" политики, поскольку многие картельные объединения по мере развития все бо­лее переходили от открытых к тайным "джентльменским" соглашениям, что также противоречит антимонопольной политике.

Чрезвычайно важное направление антимонопольной политики - цены. Обеспечивавший длительное время мо­нопольно высокие прибыли механизм монопольных цен, ма­неврировавший монопольно высокими и монопольно низ­кими ценами, корректируется антимонопольным законода­тельством.

С помощью антимонопольного законодательства правительства многих стран проводят активную "антидемпинго­вую" политику, направленную против устранения круп­ным бизнесом более слабых соперников, запрещая сниже­ние цен реализации товаров ниже издержек их производ­ства, тем самым стимулируют жизнедеятельность более слабых конкурирующих структур.




1.4          Методы и тенденции антимонопольной политики

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.