Рефераты. Приватизация в Беларусии

 

Если одной из многочисленных целей приватизации на макроуровне является увеличение денежных поступлений или снижение нагрузки на госбюджет, то на микроуровне - повышение эффективности экономики предприятия. Это отметили и белорусские респонденты - на первое место вышли цели повышения эффективности функционирования фирмы, желание повысить самостоятельность предприятия и жизненный уровень работников.

Однако и негативные, и позитивные ожидания от приватизации сильно зависят от инициаторов ее проведения.

В целом названы положительные ожидания от приватизации. При этом в ответах преобладает желание изменить экономическую ситуацию на предприятии, а не изменить структуру управления. Нажим со стороны властей упоминается только в той группе, где инициатором приватизации выступило государство. У дирекции предприятия, как и у трудового коллектива, на первый план выдвинуты исключительно экономические причины. При этом они значительно чаще надеются на привлечение нового инвестора, с которым связывают улучшение экономических показателей предприятия.

Хотя менеджеры приватизированных предприятий скорее довольны, чем недовольны своим негосударственным статусом, у них найдется масса причин для негативных эмоций и оценок. Формальное акционирование оставляет слишком много рычагов давления и слишком мало реальных преимуществ нового, независимого статуса.

 

Большая часть белорусов - обеими руками за продажу отечественных предприятий частным инвесторам - к таким выводам пришли исследователи Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Параллельно они выявили странную закономерность: если у опрошенного есть мобильный телефон, он почти наверняка поддержит приватизацию и совсем другое дело, если его  нет...


В ноябре 2004 г. социологи провели исследование, дабы выяснить, насколько совпадает проводимая руководством страны политика в отношении приватизации крупных предприятий с мнением простых граждан. Свое мнение высказали полторы тысячи человек от 18 лет и старше. Получилось, что чистых противников продажи "фамильного серебра" белорусской экономики всего 37,8%. Решив копнуть глубже, социологи составили портрет такого среднестатистического противника реформ. Он, во-первых, доверяет нынешнему Президенту (70, 6%), а во-вторых, хотел бы объединения с Россией (62, 2%). Среди противников преобладают женщины (60,7%) и лица старше 50 лет (52,4%). Большинство из них (69,8%) имеют образование ниже институтского, а доход у 87,9% из них - ниже минимального потребительского бюджета.


Гораздо интереснее лагерь тех, кто за приватизацию, - таковых оказалось 62,2%, то есть в 1,6 раза больше, чем противников реформ. Тут социологи предоставили несколько возможных вариантов ответа - кому именно продавать предприятия. Большинство - 29,3% - отдали голоса в пользу отечественного предпринимателя. За то, чтобы отдать наше "достояние" Западу, высказались 9,8% опрошенных. Россиянам доверяют и того меньше - только 5,4% респондентов. А вот любому, кто готов платить, незамедлительно продали бы белорусские активы 17,7% граждан. Как выявили социологи, портрет типичного сторонника приватизации таков: этот человек, скорее, не доверяет высшему руководству страны (68,2%) и стремится объединиться скорее с ЕС (43,7%), нежели с Россией (40,8%). Мужчин и женщин в рядах сторонников приватизации примерно поровну. Большинству из них (72,2%) еще нет 50, а 82,8% имеют среднее либо высшее образование. Но самой яркой категорией сторонников приватизации является группа граждан, считающих, что предприятия надо продать любому, кто заплатит. Из них доверяют нынешней власти только 15%, объединения с Россией хотят только 33,3% (с ЕС - 49,5%). Среди них лица до 50 лет составляют 78%, среднее и высшее образование имеют 87,8%. При этом уровень их душевых доходов весьма низок, даже ниже, чем во всей группе сторонников приватизации. Таким образом, определить, что движет этой категорией граждан - крайняя стесненность в средствах или же любовь к демократии, - довольно сложно. Также социологи выявили устойчивую связь между мнением респондента и наличием у него мобильника. Из противников приватизации сотовый есть только у каждого пятого, а у тех, кто ее поддерживает - почти у каждого второго (43,2%). Еще больше мобильных телефонов (51,3%) у тех, кто готов продать наши предприятия любому инвестору.

К сожалению, политика в отношении приватизации определяется отнюдь не мнением граждан и работников предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

4) Итоги.

Министерство экономики подвело итоги реформирования государственной собственности. За весь период с начала приватизации в стране реформировано 3918 объектов, из них 1010 предприятий республиканской и 2908 - коммунальной собственности.


В Минэкономики отметили, что из общего количества предприятий, поменявших на 1.06.2004г. свой статус, 46,2% (1809) преобразованы в открытые акционерные общества, 18,5% (724) - выкуплены коллективами работников, 10,5% (412) - проданы по конкурсу и 24,8% (973) - на аукционах.


Наибольшее количество объектов сменило форму собственности в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - 48,7% от всех реформированных (1908), в промышленности - 12,6% (494), в строительстве - 7,1% (278). Доля предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, составляет 18,5% (726) и совсем мало приходится на другие отрасли - 13,1%.


Анализ показывает, что смелее шли на реформы в столице - 721 предприятие поменяло свой статус. В Брестской области реформированы 625, Гомельской - 615, Гродненской - 581, в Минской - 499, Могилевской - 473 и Витебской - 404 объекта.

 

Белорусскую приватизацию можно назвать замороженной или задержавшейся на старте. Принципиально не меняется производственная, сбытовая, кадровая, инвестиционная политика предприятия. На мировых рынках капитала и инвестиций белорусские предприятия являются изгоями, ассортимент продукции неуклонно уменьшается, качество снижается. Мы уже проигрываем России, которая смело говорит о приватизации энергетики, железной дороги и даже оборонной промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Последствия приватизации, ее эффективность и имидж зависят от того, кто является ее инициатором, каковы их мотивы и какие способы преобразований они выбирают.
В Беларуси же сложилась система, в которой именно политическая верхушка принимает экономические решения, предоставляя свободу предприятиям лишь в выборе формы скрепок и ковриков под ноги. А главным критерием правильности/неправильности проведения приватизации в Беларуси, на мой взгляд, может служить показатель конкурентноспособности белорусских товаров. Цены на них превышают мировые, а за последние годы многие белорусские товары потеряли конкурентноспособность даже на российском рынке. А ведь результаты приватизации наверняка являются одной из немаловажных составляющих белорусского феномена, о котором мы слышим едва ли не ежедневно из монополизированных СМИ. Я точно знаю, что он есть. Вот только в чем?


 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1)      Белорусский экономический журнал. Приватизация в Беларуси: цели, методы и результаты (Ракова Е.Ю.) 2001 г. №3

2)      «Белорусская газета»:

·        ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО РАЗНАРЯДКЕ № 18 [284] от 07.05.01

·        Большинство белорусов поддерживают приватизацию, но экономическая политика этого пока не учитывает №4 21.01.2005

·        Прозрачная приватизация № 67 03.09.2004

·        Арифметика приватизации № 48 29.06.2004

3)      Он-лайновый учебник  "Теория переходной экономики"http://www.transeconom.boom.ru

4)      Лобкович Э. И. «Переходная экономика: сущность, особенности развития»

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.