Рефераты. Приватизация в Беларусии

Приватизация в Беларусии

Введение.

Без частной собственности ни одна страна мира не становилась богатой. Попытки тотальной или частичной национализации провалились. Европу, Америку и Азию охватила волна приватизации. Как оказалось, без хозяина, который принимает на себя риск и ответственность, невозможен ни стабильный экономический рост, ни высокие пенсии и зарплаты.

Беларусь пошла своим путем – нельзя просто копировать чью-то модель, а, отталкиваясь от опыта других стран и с учетом особенностей экономических, политических и социальных факторов сложившихся  в нашей стране, проводить свою. Приватизация - не цель, а лишь средство для возвращения национальной экономики в рамки естественных процессов и мне, как гражданину Республики Беларусь, было самому интересно разобраться в этом вопросе – этим и обусловлен выбор данной темы.

Опираясь в основном на публикации информационно-аналитического еженедельника «Белорусская газета», белорусского экономического журнала и учебного пособия Лобковича Э. И. «Переходная экономика: сущность, особенности развития» я постараюсь проанализировать и  объективно оценить процесс приватизации в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Приватизация: понятие и цели

В странах с переходной экономикой приватизация выступает как развитие нового частного сектора и как преобразование государственной собственности (отчуждение в пользу граждан и юридических лиц). Формируя в экономике частную форму собственности, приватизация создает условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия.

Меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.

Независимо от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько целей:

·        пополнение доходов бюджета и (или) сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных и низкодоходных компаний;

·        повышение эффективности работы и производительности соответствующих предприятий путем создания рыночной модели структуры предприятия (улучшения организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений;

·        формирование правовой основы становления и развития рыночной экономики, качественное изменение инфраструктуры рынка и введение рыночных механизмов контроля и регулирования экономических процессов;

·        облегчение доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям;

·        обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет разработки новых или улучшения качества существующих товаров и услуг, выхода на новые рынки;

·        улучшение условий труда работников  занятости, увеличение заработной платы путем выполнения обязательств новых инвесторов;

·        возвращение национализированной собственности ее прежним владельцам, отстранение от управления собственностью бывшей партийно-номенклатурной элиты и пр.

 

Эти цели иногда могут противоречить друг другу. Например, если ставится цель широкомасштабного привлечения инвестиций, то правительству следует отказаться от больших бюджетных доходов по продаже госсобственности и политики сохранения новыми собственниками занятости и других социальных гарантий. Продажа собственности за деньги, индуцирующая наибольший рост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям «социальной справедливости» и равного деления национального богатства. В странах с переходной экономикой также имеются различные скрытые цели. Например, обогащение части элиты или получение персональных выгод от проведения приватизации отдельными чиновниками.

Поскольку реформирование собственности сопряжено со значительными политическими, экономическими асоциальными издержками, так как сталкиваются интересы различных групп, то динамику и интенсивность процесса реформирования собственности определяет ряд факторов:

·        качество законодательной и нормативно-правовой базы;

·        отношение и выбор методой оценки стоимости приватизируемого имущества (часто преобладает затратный метод на основе балансовой стоимости, что завышает оценочную стоимость и привлекательность объекта);

·        количество средств у потенциальных инвесторов;

 

·        развитость рыночной инфраструктуры и рыночного механизма приватизации собственности;

·        наличие рыночного механизма доступа иностранного капитала к приватизации собственности;

·        качество профессиональной подготовки управленческих кадров.

 

Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также приоритетов в каждой конкретной стране. Весь спектр методов можно свести к двум моделям. Это широкомасштабная массовая приватизация, предполагающая через механизм бесплатной передачи госсобственности создание «народного капитализма», и точечная приватизация государственных объектов стратегическим инвесторам, выкуп имущества посредством конкурсов, аукционов и тендеров, банкротство и другие формы продажи собственности за деньги.

Часто в посткоммунистических странах выбирается чековая приватизация. А ведь быстрое создание класса реальных собственников затрудняет в дальнейшем отказ от реформ или их ревизию. Кроме этого, актуальными являются вопросы социальной справедливости.

 

Не вдаваясь в подробную дискуссию о преимуществах и недостатках того или иного способа приватизации, рассмотрим историю приватизационного процесса в Беларуси, поскольку по мере изменения целей и инструментов государственной экономической политики изменялось и отношение к приватизации. Это выразилось в динамике нормативно-правовых актов, темпах и направлениях реформирования собственности, отношении к приватизации населения и ее итогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Эволюция приватизационного законодательства и методы реформирования государственной собственности в Беларуси

 

С переменным успехом, но разгосударствление и приватизация осуществлялись на всем протяжении 90-х гг. Пик приватизации в Беларуси пришелся на 1994г., что было обусловлено рядом причин. Сбережения населения и предприятий еще не обесценились вследствие устойчивой гиперинфляции, существовало желание изменить свой жизненный уровень и (или) статус предприятия, став собственниками. С другой стороны, государство всячески декларировало принципы построения рыночной экономики, создавая нормативно-правовую базу ее функционирования, что абсолютно немыслимо без формирования широкого слоя частных собственников.

На методы проведения и результативность предприятия влияет много факторов. Это и экономическая ситуация в стране, и экономическая политика, и отраслевая ситуация, ожидания и установки хозяйственных элит, отношения "государство - предприятие". Специфика белорусских реформ заметна в любой сфере трансформации. Приватизация не является исключением. Ее изучение позволяет ответить на ряд важных вопросов, определив болезни экономики с точки зрения микроуровня, т.е. конкретного предприятия.

 

Начиная с 1993 г. этот процесс напал ускоряться, а с 1996 г. наблюдается постоянное снижение количества приватизированных предприятий. Поэтому приватизационный процесс в Беларуси можно разбить на три условных этапа: 1991-1992 гг., 1993-1994 гг., с 1995 г.           

Первый этап:

·        23.09.1991 г. Совет Министров Белорусской ССР принял Постановление № 360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь в 1991 г; временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности в Беларуси и 9 нормативно-методических приложений в виде самостоятельных положений. Они явились первыми документами по преобразованию государственной формы собственности, в которых был утвержден перечень объединений, предприятий и организаций, подлежащих разгосударствлению. В 1991 г. преобразовано 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Из 61 предприятия 3 преобразованы в ОАО, а 58 государственных предприятий тем или иным способом выкуплены.

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12 1991 г. № 486 были утверждены основные положения Программы разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности на 1992 г.  Согласно программе, приоритетной формой приватизации для небольших и технологически несложных предприятий считалась аренда с выкупом. Для объектов с небольшим производственным потенциалом рекомендовалось создание коллективных (народных) предприятий, а для крупных предприятий - ОАО.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.