Рефераты. Приватизация в Беларусии

Если в 1991 г. было преобразовано 61 предприятие, то в 1992 г. - уже 190, в том числе 33 предприятия республиканской и 157 - коммунальной собственности. 134 предприятия выкуплены трудовыми и арендными коллективами, 4 - преобразованы в акционерные общества и 52 - выкуплены по конкурсу.

На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись «снизу», по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности предоставлялось трудовым коллективам. Комиссия по приватизации оценивала финансовое состояние и производственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа, необходимости реструктуризации, об использовании объектов социальной инфраструктуры. При оценке стоимости приватизируемого объекта предпочтение отдавалось затратным способам определения его цены.

Согласно законодательству, в Беларуси использовались следующие методы приватизации:

·        преобразование предприятий в ОАО;

·        выкуп государственного арендованного имущества арендным предприятием;

·        выкуп государственного имущества работниками предприятия;

·        продажа по конкурсу;

·        продажа на аукционе.

В 1991-1992 гг. наиболее популярными способами приватизации являлись выкуп арендованного имущества арендными коллективами и выкуп государственного имущества трудовыми коллективами. Это связано с тем, что в 1991-1992 гг. денежные доходы предприятий и населения были еще достаточными для выкупа, а выкуп государственного имущества предоставлялся в рассрочку на три года (при уплате 30% стоимости имущества коллективы имели право осуществлять преобразование).  Так, выкуп арендованного имущества арендными предприятиями в 1991 г. составлял 55,8%, в 1992 г. - 24,7%; выкуп государственного имущества работниками предприятий соответственно 21,3 и 45,8%; а продажа по конкурсу - 18 и 27,4%.

Второй этап.

Активный процесс реформирования государственной собственности в Беларуси начался в 1993 г. после принятия законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и «Об именных приватизационных чеках».

Новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране, а к средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество» (ИПЧ «Имущество»).  Беларусь, как и многие другие страны, сделала ставку на массовую чековую приватизацию.

50% государственной собственности предполагалось передать в частные руки путем оплаты

приватизационными чеками. Кроме того, членам трудовых коллективов были установлены

льготы при приобретении акций своих предприятий.

В июне 1993 г. принята Государственная программа разгосударствления и приватизации, определяющая стратегию развития процесса преобразования государственной собственности, цели, задачи, приоритеты, ограничения и порядок разгосударствления и приватизации объектов. Предполагалось что этот документ до 1998 г. будет реализовываться в ежегодно разрабатываемых программах, содержащих конкретные условия процессов разгосударствления и приватизации; показатели объемов приватизации в разрезе отраслей, ожидаемые финансовые результаты, меры по организационному обеспечению и т.п.

Процесс реформирования государственной собственности начиная с 1993-1994 гг. характеризовался доминированием инициативы преобразования предприятий «сверху». Правительство выработало программу приватизации, в соответствии с которой средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта должны быть реформированы в ОАО. Для продажи на аукционах, по конкурсу предлагались, как правило, предприятия коммунальной собственности (торговли, общественного питания, бытового обслуживания), а также объекты незавершенного строительства. Если в 1991-1992 гг. негосударственным стало только 251 предприятие, то в 1993-1994 гг. осуществлена трансформация формы собственности на. 874 предприятиях, т.е. темпы приватизации возросли в 3,2 раза. Осознание важности процессов разгосударствления и приватизации со стороны Правительства привело к тому, что в 1994 г трансформировало форму собственности наибольшее количество предприятий.

С 1993 г. наиболее распространенным способом осуществления приватизации в Беларуси явилось акционирование. Если в первые годы реформирования государственной собственности преобразование государственных и арендных предприятий в ОАО было незначительным и составляло в 1991 г. 4,9%; а в 1992 г, 2,1%, то в 1993 г. в ОАО преобразовано 29,1%, а в 1995 г. - 55% всех реформированных предприятий.

Законодательством определено, что оплата приватизируемого объекта производится

денежными средствами и именными приватизационными чеками «Имущество», порядок применения которых устанавливается Законом Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь». Более 51% государственных и арендных предприятий преобразовано в иную форму хозяйствования с использованием именных приватизационных чеков «Имущество». Из 4.9 млн. чел., получивших чеки, свыше 2 млн. чел. вложили 86,6 млн. чеков в преобразованные предприятия.

Вместе с тем «по состоянию на 1 марта 2000 г. гражданами страны использовано только 46,1% полученных именных приватизационных чеков «Имущество», что объясняется

недостаточным уровнем обеспеченности чеков государственным имуществом и низкими темпами преобразования государственных и арендных предприятий в акционерные общества.

Невысокие темпы приватизации, отсутствие в силу этого реальной возможности использования ИПЧ «Имущество» для приобретения акций и другого имущества, низкий жизненный уровень обусловили тот факт, что рыночная цена такого чека находилась значительно ниже номинала на протяжении всего периода чековой приватизации в Беларуси.

Третий этап.

С 1995 г. начался этап который ознаменовался пересмотром стратегии и тактики процесса разгосударствления и приватизации и последующим его спадом. Годовые программы разгосударствления и приватизации республиканской собственности в 1995-1996 гг.  впоследствии были отменены. Приняты новые нормативные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.1995 г. «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности», Указ от 17.05.1995 г. «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», Указ от 14.11 1997 г. «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами», Декрет от 20.03 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Закон от 05.05 1998 г. «Об объектах, которые находятся только в собственности государства». Внесены изменения и дополнения в приватизационное законодательство. В результате значительно изменилось отношение к приватизации со стороны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры и «правила игры» по трансформации собственности, с другой. Они коснулись как сути разгосударствления и приватизации, порядка и способов преобразования государственных и арендных предприятий в негосударственную форму собственности, так и организации работ при реформировании, порядка разрешения возникающих разногласий между заинтересованными сторонами.

время в 1998 г. она составляла 49,5% от всех преобразованных предприятий. Продажа объектов по конкурсу за указанный период сократилась на 13,3 процентных пункта и в 2000г. составила 4,7% всех преобразованных в этом году предприятий.

В целях «обеспечения обороны и безопасности страны, соблюдения экономических интересов государства, защиты нравственности, здоровья и конституционных прав граждан государство ввело особое право управления - «золотую акцию». Представители государства в органах управления АО, наделенные «золотой акцией», имеют право вето при принятии указанными органами решений по следующим вопросам:

·        реорганизация акционерного общества;

·        ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

·        изменение уставного фонда и использование чистой прибыли общества;

·        совершение (согласование) сделок, входящих в компетенцию правления и общего собрания акционеров общества;

·        назначение руководителя общества на должность и освобождение его от должности.

 

Сам факт наличия такого способа вмешательства во внутрипроизводственные отношения существенно снижает интерес менеджеров предприятий даже к формальной корпоратизации.

 

 





 

 

 

 

 

 

 

3) Приватизация со стороны предприятия и населения.

Интересно, на мой взгляд, рассмотреть цели, ход и оценку приватизации со стороны самого предприятия. Институтом приватизации и менеджмента в 2000г. был проведен опрос руководителей 222 предприятий, 103 из которых были приватизированы. Как выяснилось, инициаторами приватизации в целом по выборке оказались дирекция предприятия (в 57,3% случаев), трудовой коллектив (55,3%) и государство (35%). При этом потенциальный инвестор выступил с такой инициативой только в 2% случаев. Нередко инициаторов было несколько: наиболее распространенный союз - дирекция и трудовой коллектив (29% ответов).

Как уже было замечено выше в 1991-1994гг. инициаторами трансформации собственности были в основном дирекция и трудовой коллектив. С 1995г. начинается активное вмешательство государства в экономику предприятия. Процесс приватизации не стал исключением. Если в начале 90-х приватизация осуществлялась в основном путем выкупа предприятий, в результате победы на конкурсах и аукционах, то с 1995г. все более распространенным становится формальное акционирование, когда государство оставляет за собой большой пакет акций и все рычаги управления предприятием.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.