Возьмем, например, динамику потребительских цен и официального курса рубля к доллару за период с 1993 по 1997 г. (см. табл. 2). Как видим, цены росли чрезвычайно быстро, темп их роста хотя и снижался, но в целом они повысились почти в 100 раз. Однако курс рубля к доллару вел себя несколько иначе: тоже рос падающими темпами, но значительно медленнее, чем цены, и увеличился почти в 15 раз, то есть рос в 6,5 раза медленнее инфляции (см. рис.1).
Динамика цен и курса рубля к доллару
Темп роста курса рубля
Индекс потребительских цен
В числе причин такой динамики можно назвать и то, что уже в 1993г. у правительства России сложилось своеобразное понимание устойчивости национальной валюты. Она трактовалась как стабилизация обменного курса рубля, а не его покупательной способности на внутреннем рынке. Исходя из этой концепции Центральный банк РФ под давлением Министерства финансов РФ в течение нескольких месяцев 1993г. осуществлял крупные валютные инъекции на валютных торгах, искусственно завышая предложение доллара и сбивая его курс. Так, начиная с апреля 1993г. доля интервенций Центрального банка в объеме продаж иностранной валюты достигла 46%. Индекс инфляции в июле-декабре 1993г. резко разошелся с индексом валютных котировок. В результате Россия в считанные месяцы превратилась из относительно дешевых стран цивилизованного мира в одну из самых дорогих.
Примечательно, что в 1995г. были два месяца — июль и август, когда доллар падал в абсолютном выражении, хотя темпы месячной инфляции составляли около 20%. В целом в указанном году рубль подорожал в 2,3 раза, а цена доллара выросла лишь на треть. Это свидетельствует о неограниченных возможностях государства в регулировании валютного курса. Причина заключалась в специфической структуре валютного рынка в России: один монопольный продавец и покупатель — Центральный банк РФ — и тщательно подобранная (в основном им же) группа отечественных коммерческих банков и организаций, но ни в коем случае не зарубежных.
Какие же процессы возникают, когда Центральный банк создает ситуации, не адекватные условиям нормального конкурентного рынка? Прежде всего происходит прямая перекачка валютного запаса в коммерческие банки в результате скупки дешевеющих рублей за твердую валюту. Подчеркнем, что не во все банки, а в "свои", то есть входящие в список участников торгов.
Судя по данным таблицы 2, правительство только в 1996г. начало выравнивать темп роста валютного курса с темпом роста инфляции. Но было уже поздно. Курс доллара слишком отстал от общей величины инфляции, что и привело к обвальной девальвации отечественной валюты в августе 1998г. В год девальвации темп инфляции составил 70%, а курс доллара вырос в 3,5 раза. В 1999г. реальная средняя заработная плата упала на 15%, пенсии — на 12%. Рождаемость уменьшилась на 5%, смертность, наоборот, повысилась почти на 10%. При этом наметившаяся тенденция к сокращению детской смертности перестала действовать. Результат — повышение на треть естественной убыли населения. Те, кто знал дату девальвации и дефолта, сумели вовремя продать облигации ГКО, приносившие им огромные доходы, закупить доллары по курсу б руб. и немедленно разбогатеть на этой операции в 3,5 раза на мировом рынке или в 2,1 раза — на внутреннем. Не составляет труда догадаться, какая именно группа лиц сумела провернуть такое дельце.
Известно, что девальвация, как и инфляция, практически не влияет на реальную стоимость общественного богатства. Следовательно, состояния нашей номенклатуры изменились незначительно, а доходы возросли существенно. Произошедшая после девальвации волна банкротств в кредитно-финансовой сфере требует внимательного рассмотрения последствий девальвации для коммерческих банков и инвестиционных компаний.
Приведем простой пример. Депозитные ставки такого монополиста, как Сбербанк РФ, в период августовской девальвации 1998 г. колебались по разным видам вкладов от 2 до 31%, а в дальнейшем и до 26% годовых. Примем в качестве средней 20%. Если допустить, что цены с августа 1998 г. по август 1999 г. возросли в три раза, то реальная сумма вкладов уменьшилась за этот период на 60%.
Номинальная сумма вкладов должна была увеличиться не менее чем в три раза, а фактически она возросла только па 20%. Следовательно, вкладчики реально смогли получить лишь 40% вложенных ими средств, а Сбербанк присвоил 60% вкладов населения. Допустим, что он никуда не вкладывал сбережения граждан, а просто хранил их в долларах. Курс доллара вырос за это время в четыре раза. Вклады населения в августе 1998г. составили около 150 млрд. руб., или 25 млрд. долл. по курсу 6 руб. После девальвации эти 25 млрд. долл. стоили уже 600 млрд. руб., а вкладчикам нужно было выплачивать вклады с процентами (20%) в сумме 180 млрд. руб. Таким образом, для расчета с клиентами банку потребовалось всего 7,5 млрд. долл., остальное — его заработок в сумме 420 млрд. руб., или 17,5 млрд. долл. Это существенно превышает объем государственных ценных бумаг, находившихся в то время в Сбербанке, которому даже полный дефолт не страшен. Следовательно, ему нет нужды заниматься вложениями в реальную экономику, где он никогда не получит столь высокого дохода.
Таким образом, банки, имевшие к рассматриваемому моменту в своем распоряжении значительные денежные средства вкладчиков по рублевым депозитам, никак не могли обанкротиться вследствие дефолта. Волна ложных банкротств — это просто еще один способ приватизации сбережений населения.
С 1999 по 2001г. отрыв курса рубля от темпов инфляции сократился почти вдвое и затем он рос даже медленнее темпов инфляции. Однако в первой половине 2003 г. ситуация изменилась. Доллар снова подешевел относительно рубля примерно на 7%, в то время как рубль "похудел" на столько же. Правительство снова вернулось к порочной практике, принесшей огромные бедствия населению России. И новые денежные потоки потекли от бедных к богатым. В 2004 г. Центробанк прогнозирует рост курса рубля на 3-5% при инфляции 8-10%. Другими словами, правительство намечает новый этап отставания курса рубля от инфляции примерно на 15%. А проценты по рублевым вкладам в коммерческих банках редко превышают 10% годовых, да и то ненамного.
2.4. Подходы к управлению инфляцией
Так кто же должен нести основную ответственность за контроль над темпами роста цен? Понятно, что инфляция неизбежна как по причине эмиссии, так и из-за роста тарифов естественных монополий. Кто – Центральный банк или правительство – должен противостоять повышению цен через реализацию мер, которые «компенсировали» бы или «сглаживали» инфляцию? [8: с.79]
Монетарные методы
Первая группа мер – это действия ЦБ и правительства по более активной стерилизации денежной массы. Что касается шагов правительства, оно может делать это с использованием механизма внутреннего заимствования на рынке ГКО-ОФЗ. После кризиса 1998 года объем операций на нем значительно сократился. Но и здесь есть свои проблемы: известно, что правительство часто балансирует на грани между желательностью стерилизации и фактической неизбежности секвестра, несмотря на бодрые рапорты о профицитном исполнении бюджета. Поэтому именно ЦБ должен принять на себя всю сложность задачи по связыванию рублевых средств. [8: с.79]
В последнее время Центральный банк активизировал работу, связанную с повышением своей роли на денежных рынках по управлению структурой процентных ставок. Конечно, этот механизм не помогает напрямую контролировать ценовую динамику в реальном секторе экономики, однако ему принадлежит ведущая роль в определении структуры денежных потоков. Манипулируя процентными ставками, ЦБ способен создавать для коммерческих банков стимулы к изменению ставок по их собственным кредитам и депозитам, что в свою очередь непосредственно связано с определением объемов кредитования и сбережений.
Не стоит недооценивать роль процентной политики главного банка страны в управлении инфляцией. В конце концов, центральные банки всех промышленно развитых стран весьма активно используют именно краткосрочные ставки денежного рынка для достижения целевых показателей по росту цен. [8: с.80]
Регулирование тарифов
Другим эффективным механизмом сдерживания инфляции может быть удержание темпов повышения тарифов монополий. Важной проблемой при решении этой задачи является необходимость учета интересов самих монополий. Понятно, что если тарифы вырастут слишком сильно, то удержать уровень инфляции в планируемом коридоре будет непросто. Чтобы избежать этой угрозы, правительство предлагает ограничивать совокупный уровень увеличения тарифов. Действительно, если рассматривать только реальные рублевые доходы, которые подвержены инфляции, то значительная их часть обесценится из-за инфляции, значение которой сопоставимо с уровнем увеличения тарифов. Такая ситуация делает целесообразным при определении уровня повышения тарифов для конкретного монополиста учитывать, какую долю в его доходах составляет валюта.
Цель такого подхода – найти компромисс между реальными потребностями монополий в целом и стабильностью экономической ситуации. Все больший вес приобретает фактор участия монополистов в экспортной деятельности. Понятно, что чем больше такое участие, тем меньше монополист зависит от внутренних тарифов, особенно если мировая конъюнктура складывается в его пользу. Нужно совершенствовать механизм регулирования внутренних тарифов. [8: с.81]
Прежде всего, давайте определим, на какие тарифы и каких монополистов может распространяться предлагаемый подход.
С точки зрения законодательства, к монополистам относят не только привычные всем естественные монополии, но и компании, которые в масштабах субъекта федерации имеют на рынке определенного товара долю выше 35%. К отраслям естественных монополий в данном случае отнесены электроэнергетика, газовая промышленность, связь, железнодорожный и трубопроводный транспорт (коммунальное хозяйство и пригородный железнодорожный транспорт представляют собой, в рамках естественных монополий, локальные монополии), где производятся важнейшие ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг во всех отраслях экономики и жизнеобеспечения населения. [7: с.187]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13