Рефераты. Предприятие малого бизнеса: Пиццерия

С позиции традиционной системы налогообложения угощение посетителей в зале обслуживания и доставка пиццы на дом не имеют принципиальных различий. Однако пиццерии могут применять и спецрежимы, тогда эти направления деятельности, возможно, придется разделить. Поясним, о чем идет речь.

Обслуживание посетителей в зале может облагаться в рамках "упрощенки" или "вмененки". Если площадь зала обслуживания не превышает установленного ст. 346.26 НК РФ ограничения и в муниципальном образовании в отношении услуг общественного питания введен спецрежим, то организации придется применять обязательную "вмененку". Если любое из перечисленных условий не выполнено, то организации остается "упрощенка". Последняя тоже доступна не для всех - необходимо соответствовать условиям п. п. 2 - 4 ст. 346.12 НК РФ. Данные требования нетрудно выполнить субъектам малого предпринимательства. Если организация общественного питания к ним не относится, то ей стоит рассмотреть вопрос о применении общего режима налогообложения.

Другое направление деятельности - доставка пиццы в офисы и на дом. Чтобы определиться с режимом налогообложения, воспользуемся Письмом Минфина России от 25.07.2007 N 03-11-04/3/295. В нем даны рекомендации по налогообложению аналогичной деятельности - доставки обедов по утвержденному меню организацией-посредником, закупающей данные обеды у предприятий общественного питания. Для перевода такой деятельности на "вмененку", по мнению чиновников, нет оснований.

Логика проста, в разъяснении финансового ведомства приведены налоговое и отраслевое определения услуг общественного питания. Для целей применения "вмененки" услугами общественного питания признаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ). В отраслевом ГОСТе Р 50647-94 <2> приведено практически аналогичное определение: под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.

Если будешь красть чужие работы из Интернета, получишь двойку.

Сопоставив эти определения, чиновники приходят к выводу: деятельность объекта организации общественного питания, как имеющего зал обслуживания посетителей, так и не имеющего такового, независимо от его месторасположения и вида предусматривает также организацию потребления приобретенной продукции на месте. Такое резюме логично вытекает только из отраслевого документа, в котором производство, реализация и организация потребления рассматриваются в совокупности. Из налоговых норм этого не следует. Услуги общественного питания в обязательном порядке включают изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий. Создание условий для потребления, безусловно, подразумевает реализацию готовой кулинарной продукции и кондитерских изделий, однако из этого не следует обратное утверждение. Реализовать кулинарную продукцию можно и через киоски и палатки, не создавая условий для ее потребления, о чем уже неоднократно высказывались эксперты журнала.

Однако в данной ситуации с мнением финансового ведомства не поспоришь. Дело в том, что при доставке пиццы на дом организация не имеет как таковой площади для реализации своей продукции (ни киоска, ни палаток, ни иного аналогичного объекта), поэтому доставка кулинарной продукции на дом не может быть отнесена к услугам общественного питания. Таким образом, указанная предпринимательская деятельность не подлежит обложению ЕНВД и должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с УСНО при условии соблюдения гл. 26.2 НК РФ.

Если пиццерия не заинтересована в совмещении налоговых режимов, то она может специализироваться на чем-то одном - либо оказывать услуги общественного питания в небольших залах обслуживания, пользуясь преимуществами "вмененки", либо заниматься только производством и доставкой пиццы по заказам. Тогда другое направление деятельности организация может передать на договорных началах партнеру. Не исключен и такой вариант: там, где пиццерия оказывает услуги общественного питания, в отношении них не введена "вмененка" или площадь зала обслуживания превышает 150 кв. м. Тогда организация, занимающаяся стационарным и выездным обслуживанием, рассчитывается с бюджетом в рамках одного режима - традиционного или "упрощенки". Такая ситуация встречается нечасто, как показывает практика, организациям, занимающимся производством и реализацией пиццы (особенно развивающимся), приходится совмещать налоговые режимы. Тогда если организация уплачивает налоги по УСНО и ЕНВД, то ей нужно делить только доходы и расходы, если она совмещает "вмененку" и традиционную систему налогообложения - еще и НДС <3>. Рассмотрим отдельно уплату этого налога, а точнее один из элементов налогообложения, который вызывает споры между налоговиками и производителями пиццы.


3.3 Ставка налогообложения


Этот вопрос актуален для пиццерий, уплачивающих налоги в рамках традиционной системы налогообложения. Первоначально о том, что деятельность по производству и реализации пиццы облагается по 10%-ной ставке, было сказано в Письме Минсельхозпрода России от 26.12.1995 N П-2-24/2958. Столичные налоговики в более позднем разъяснении - Письме от 16.03.2005 N 19-11/16469 - так не считают. Они ссылаются на утвержденный Правительством РФ Перечень кодов видов продовольственных товаров <4>. Так какая же арбитражная практика сложилась по данному вопросу? Ее не так много, но отдельные решения все же есть.

Так, в отношении пиццы с грибами ФАС ЗСО признал правомерность претензий контролеров к налогоплательщику, который применял при реализации такой пиццы 10%-ную ставку НДС (Постановление ФАС ЗСО от 10.05.2006 N Ф04-2509/2006(22109-А27-14)). Суд указал на ошибочность выводов налогоплательщика, полагающего, что коды товара (пиццы) были присвоены по начинке - грибам, поскольку пиццы не могут быть отнесены к категории овощей, мясопродуктов, молокопродуктов, и признал неправомерным применение налогоплательщиком налоговой ставки 10% при их реализации.

Противоположный вывод сделан в Постановлении ФАС СЗО от 31.05.2005 N А56-28046/04. На основании отраслевого ГОСТа Р 50647-94 пицца относится к мучным кулинарным изделиям. Это дает основание включить ее в группу 91 1900 "Пироги, пирожки и пончики" подкласса 91 1000 "Продукция сахарной и хлебопекарной промышленности" ОК 005-93. Иными словами, пицца относится к хлебобулочным изделиям и облагается в силу пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ по 10%-ной налоговой ставке.

Как видим, вопрос применения налоговой ставки при исчислении НДС остается спорным, у организации есть шансы отстоять перед налоговиками 10%-ную ставку, но их не так много, что повышает ее налоговые риски. Снизить их можно двумя путями: рассчитываться с бюджетом по 18%-ной ставке или освободиться от обязательств по НДС. Здесь возможны два пути. Подсчитать выручку за три прошедших календарных месяца и, если она не превосходит установленный ст. 145 НК РФ лимит, подать заявление на освобождение от уплаты налога в соответствии с нормами указанной статьи. Другой способ - перейти на "упрощенку" при соблюдении установленных ст. 346.12 НК РФ условий. Какой вариант выбрать - решать налогоплательщику.


3.4 Оборудование, необходимое для производства пиццы


Для производства пиццы в масштабах предприятия общественного питания необходимо различное оборудование. Как может догадаться читатель, одной печи в пиццерии недостаточно, для качественного приготовления пиццы могут потребоваться:

- мукопросеиватель;

- тестомесильная машина, тестоделитель, тестоформовщик;

- овощерезка, плита для приготовления соуса;

- стол для разделки, холодильные установки.

Общая стоимость линии по изготовлению пиццы варьируется от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей в зависимости от того, скольких сортов и в каких объемах эта продукция производится предприятием. Чем меньше производство, тем меньше потребуется оборудования, однако это приведет к увеличению доли ручного труда в производственном процессе. Следствием этого является повышение расходов на оплату труда. В производстве трудно сэкономить на затратах - уменьшение одних расходов, как правило, вызывает увеличение других. Поэтому предприятию нужно выбрать наиболее оптимальный баланс между ручными и механизированными операциями исходя из объемов осуществляемой деятельности.

Налоговый учет технологического оборудования для изготовления пиццы, так же как и бухгалтерский, несложен. Срок службы (более 12 месяцев) и его высокая стоимость говорят в пользу учета оборудования производственной линии в составе объектов ОС. Сложности могут возникнуть с налогом на имущество, который уплачивается в рамках общего режима налогообложения. Если организация совмещает этот режим с "вмененкой", то ей нужно разделить используемое в приготовлении пиццы имущество между указанными налоговыми режимами. К этому вопросу мы обращались ранее на страницах нашего журнала <5>. Отметим, что в Письме от 14.02.2007 N 03-03-06/2/25 финансовое ведомство указало на возможность распределения стоимости имущества между различными видами деятельности не только пропорционально выручке, но и исходя из физических измерителей (например, площади). В связи с тем что порядок определения стоимости имущества для целей налогообложения Налоговым кодексом не установлен, налогоплательщик может использовать любой метод расчета стоимости облагаемого имущества, что должно быть закреплено в учетной политике организации.

3.5 Реклама


В любой коммерческой деятельности не обойтись без рекламы, пиццерии этот вопрос решают по-разному. Наиболее действенная реклама - известный бренд, под которым успешно работают многие пиццерии. Для этого им необходимо приобрести права использования торговой марки <6>. Другой способ, к которому часто прибегают пиццерии, - размещение рекламы на транспортных средствах, на которых доставляются заказы на дом и в офисы. Нужно ли в этом случае уплачивать ЕНВД на основании пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ? Обратимся к ст. 346.27 НК РФ, согласно которой для целей применения спецрежима под размещением и (или) распространением наружной рекламы на транспортных средствах следует понимать деятельность по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

Таким образом, на боковых и иных поверхностях транспортных средств в целях перевода на уплату ЕНВД должна отображаться информация рекламного характера. Однако сведения о компании, ее адресе и предоставляемых услугах, согласно ст. 9 Закона о защите прав потребителей <7>, доводятся до потребителей в обязательном порядке, и поэтому, по мнению Минфина, их нельзя считать рекламой (Письмо от 06.06.2006 N 03-11-04/3/282). Более того, исходя из положений ст. 2 ГК РФ размещение рекламной информации о своих товарах, работах и услугах не может рассматриваться как предпринимательская деятельность: в данном случае прибыль извлекается от использования транспортного средства в целях доставки пиццы, а не от размещения на нем рекламы. Поэтому размещение на транспортных средствах, например, логотипа компании и ее телефонов не может рассматриваться как предпринимательская деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы и, следовательно, облагается ЕНВД. В отсутствие доходов (объекта налогообложения) от размещения на автомобилях собственной рекламы у пиццерии не возникает обязанности уплачивать и иные налоги, в том числе налог на прибыль и НДС.


4. Ссылки на использованную литературу


1 Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

2 "Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94", утв. Постановлением Госстандарта России от 21.12.1994 N 35.

3 Порядок организации раздельного учета на предприятиях общественного питания описан в статье В.В. Ковалева "Раздельный учет НДС", N N 1 - 2, 2006.

4 Перечень кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.

5 О том, как рассчитать остаточную стоимость налога на имущество при совмещении налоговых режимов, рассказано в статье И.В. Емельяновой "Считаем остаточную стоимость имущества" в журнале N 11, 2006.

6 Более подробно о порядке учета и налогообложения получения прав на использование торговой марки рассказано в статье М.В. Мишина "Франчайзинг", N 12, 2006.

7 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.