Рефераты. Предпринимательские способности, как фактор развития фирмы


"Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе. Идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека развил американский экономист И. Кирцнер, который видит основную роль предпринимателя в том, чтобы добиться такого регулирования системы, осуществить такую ее подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия, т. е. предприниматель представляет собой "уравновешивающую" силу. Французский экономист А.Маршалл (1907—1968) первым добавил к трем классическим факторам производства (земля,   капитал,   труд)   четвертый   фактор   —   организацию.  «Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса, то есть те нерутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия».

  С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — "интракапитал".
Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала — капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е., то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше.


Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары на  деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли.

Предпринимательство... является деятельностью, которая связана с вложением средств, в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Такая формулировка предпринимательства представляется одной из удачных. В ней подчеркнуто, что предпринимательство это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определенной деятельностью. Эта формулировка отличается и от той, что дана в Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения предпринимательства — указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и фирмы.

 «Предпринимательство инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и  под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также  операции с ценными бумагами».[2.18]



1.2. Функции предпринимательской деятельности.

 

Не подлежит сомнению, что фигура предпринимателя относится к числу центральных в рыночной экономике. Именно с его деятельностью прежде всего связываются прогресс современного общества. Поэтому вполне правомерно попытаться рассмотреть эту фигуру внимательнее, определить роль и функции, их специфику в жизни сегодняшнего мира.

Итак, что же представляет собой предприниматель как элемент современной социальной структуры? Для России и других бывших социалистических стран вопрос этот, по сути, нов: в течение десятилетий предприниматель и его деятельность (предпринимательство) легитимно здесь, по сути, отсутствовала.

В западной экономической науке при рассмотрении места, значимости и характера взаимоотношений между различными представителями социальной структуры современного общества акцент делается на выявлении функций, выполняемых ими в рыночной экономике. С этой отправной позиции определяются их значимость в жизни общества и перспективы развития. Под таким углом зрения складываются и представления об отличительных чертах предпринимателя как представителя особого слоя. Здесь речь идет и о рисковом характере его деятельности, и о новаторстве, и об особой значимости предпринимательства в обеспечении динамизма современной экономической системы. Рассматриваются и организационные формы этой деятельности; предприниматель может работать в одиночку, а может—и на круг той фирмы; он может организовать и собственную фирму с использованием как лично ему принадлежащего, так и заемного капитала. Иными словами, предприниматель реализует свой творческий потенциал в различных социально-экономических и организационных формах. Дело, следовательно, не в том, какова эта форма, важно лишь, чтобы она обеспечивала условия, требующиеся для предпринимательства.

Представляется, что наиболее существенный вклад в разработку проблемы внесен Й. Шумпетером. Появление предпринимателя в качестве субъекта самостоятельного анализа у Й.Шумпетера связано с его концепцией экономического развития, взятой в целом. Он по существу впервые в западной экономической науке стал рассматривать экономическую систему как динамическую, развивающуюся. При этом в основу динамики взят переход от привычно повторяющегося кругооборота к новым комбинациям факторов производства, внедрение которых и составляет функцию предпринимателя. Предпринимателями И.Шумпетер называет «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент»[2.17]. В этом он видит основополагающую функцию, отличающую их от других хозяйственных субъектов.

«Быть предпринимателем— значит делать то, что делают другие. Предприниматель ломает старый традиционный кругооборот ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономической системе. Чтобы быть способным к выполнению предпринимательской функции, индивид должен обладать рядом специфических черт: острота видения, умение идти вперед в одиночку, идти непроторенной дорогой, обладать инициативой, авторитетом, даром предвидения, влияния на других людей». Предприниматель, в интерпретации Шумпетера, «революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции» .

Самое впечатляющее в концепции Шумпетера - прозорливость в предвидении будущего. Из зыбкого и неустойчивого социального феномена предпринимательство превратилось во второй половине XX в. в центральную сферу деятельности в рыночной экономике. Коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой «современно» экономической жизни. Отсюда и особое значение предпринимателя, обеспечивающего технико-технологические прорывы, а следовательно, и процветание национальной экономики.

Главная роль предпринимателя определяет и отношение к нему в социальной системе. Озабоченное прогрессом экономики и осознающее новаторскую роль предпринимателей правительство самим ходом развития поощряется к оказанию им мощной поддержки. Она реализуется через предоставление наиболее благоприятных условий в области бизнеса, государственной и общественной деятельности. Это играет большую роль в укреплении социального статуса предпринимателя, повышении его жизнестойкости, превращении из экзотической фигуры в массовый персонаж развитой рыночной экономики.


Возвращаясь к проблемам классификации социальной структуры общества, необходимо отметить возможность подхода к ним с разных позиций. С точки зрения отношений собственности принято выделять собственников и несобственников средств производства и анализировать складывающиеся между ними отношении. Именно такое деление на имущих и неимущих, бедных и богатых превалирует к марксистской литературе и питает революционные идеи. Их практическое осуществление в том виде, какой это приняло в нашей стране и в других, перенявших ее опыт, показало, однако, что одних благих лозунгов для устранения социального неравенства недостаточно; такое неравенство «реальный социализм» вполне сохранил, лишь придав ему иные формы.

Изложенные соображения, полагаю, дают возможность подойти к ещё одной весьма актуальной проблеме — о предпринимательстве в современной мировой практике.

Носителем новаторской идеи выступает индивид, разрабатывающий ее в одиночку или в коллективе единомышленников. Обязательное при этом условие — не ограничиваться самой разработкой идеи, а, придав ей коммерческий характер, воплотить в жизнь. Организационные формы предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике весьма многообразны. В области экономической её основной ячейкой выступает деловая фирма, организованная в виде единоличного предприятия, товарищества (партнерства), корпорации. Подавляющую часть современных деловых фирм составляют единоличные предприятия. В США, например, их доля в общем количестве деловых фирм достигает 80% , приблизительно такова же картина во всех экономически развитых странах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.