Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Костромской Государственный
Технологический Университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
«Предпринимательские способности как фактор развития фирмы».
Научный руководитель
к.э.н., доцент Кофанова Т.А.
Студентки 1-ого курса
группы 04-МГ-42
Ароцкер Зои Алексеевны
Кострома 2005г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..3
1. Сущность предпринимательской деятельности ……………….5
1.1 Развитие теории предпринимательства
1.2 Признаки предпринимательской деятельности
2. Личные качества предпринимателя…………………….............16
3. Предпринимательский успех – главная цель
реализации предпринимательских способностей………………...23
3.1 Реализация предпринимательской идеи –
составляющее успеха.
3.2 Коммерческая информация – залог
предпринимательского успеха.
Заключение ……………………………………………………………….32
Список литературы …………………………………………….............34
Введение.
Крупный банкир и владелец небольшого магазина, обладатель контрольного пакета акций акционерного общества и дилер по недвижимости, фермер и один из собственников страховой компании. Всех перечисленных лиц объединяет принадлежность к особому слою общества — предпринимателям. Род их занятий можно, соответственно, определить как предпринимательство.
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Для этого мне нужно рассмотреть такие вопросы:
Сущность предпринимательской деятельности;
Личные качества предпринимателя;
И составляющие предпринимательского успеха.
Предпринимательские способности – есть фактор развития фирмы, а, следовательно, и реальная среда (предпринимательство) реализации своих способностей, природного дара является причиной выбора мною данной темы.
1. Сущность предпринимательской деятельности.
1.1. Развитие теории предпринимательства.
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приведёт к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.
В России, предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси, в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689— 1725). По всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшим представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец. Дальнейшее развитие предпринимательской теории сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. Начинается строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В 1890-е г. XIX в., в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. - предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как «собственник» хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика — НЭП (1921— 1926). Однако с конца 1920-х гг. предпринимательство вновь сворачивается и лишь и 1990-е гг. началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», и декабре 1990 г. — Закон «о предприятиях и предпринимательской деятельности».
Что же имеется в виду под понятиями «предприниматель» и «предпринимательство»?
Вообще, если мы внимательно проследим историю развития теории предпринимательства, необходимо отметить тот факт, что ни за рубежом, ни у нас пока ещё не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной.
«Три волны» развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства. «Первая волна», которая возникла ещё в XVIIIв., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимательского риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII в. впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Согласно Р. Кантильону, предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. К последователям этого течения можно отнести И. Тюнена и Г. Мангольдта — представителей немецкой классической школы XIX в., а также американского экономиста Ф. Найта. Таким образом, Ричард Кантильон впервые употребил понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер (1883—1950). В своих новаторских работах И. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать "новую комбинацию" факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. "Если вместо количества факторов, — писал он, — мы меняем саму форму функции, то получаем нововведение". Предприниматель в такой ситуации призван "...делать не то, что делают другие", и "...делать не так, как делают другие". И. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя: 1) потребность в господстве, власти, влиянии; 2) воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой ("потребность в достижениях" — так позже охарактеризовал это американский психолог Д. Макклеланд); 3) радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел. Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинации, и которые выступают как его активный элемент. По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Фридрих фон Хайек (1899—1984)[3.10]. По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности3. Последний тезис представляется очень важным.
И первая, и вторая "волны" развития теории предпринимательской функции были основаны на монофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением "третьей волны" в результате теоретических изысканий И. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф. Хайек. По мнению Л. Мизеса и Ф. Хайека, делом предпринимателя является не просто экспериментировать с новыми технологическими методами, а отобрать из множества возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5