1. Указание Центрального банка РФ от 25.12.2003 N 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями». Этим документом на кредитные организации возложена обязанность составления и представления финансовой отчетности по МСФО начиная с отчетности за 9 месяцев 2004 г. (в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности, направленными Письмом Банка России);
2. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг». Этим документом в качестве одного из обязательных условий для включения в котировальный список «А» первого уровня установлена обязанность эмитента иметь подтвержденную аудиторским заключением годовую финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО и (или) US GAAP, а также принятие эмитентом обязательства по ведению указанной отчетности и ее раскрытию вместе с аудиторским заключением на русском языке.
Учитывая изложенное, можно констатировать, что прежде всего вопросом перехода на МСФО (а точнее, созданием системы подготовки консолидированной отчетности по правилам МСФО) должны озаботиться организации, являющиеся головными компаниями группы компаний. Именно в отношении них Концепция определила вполне конкретные сроки перехода к составлению отчетности в соответствии с принципами МСФО. При этом, как следует из интервью чиновников, предусматривается, что консолидированная МСФО-отчетность будет составляться методом трансформации, в соответствии с которым все компании, входящие в группу, подготавливают индивидуальную отчетность на основании национальных стандартов, а затем такая отчетность сводится и трансформируется согласно принципам МСФО.
Именно такой метод сегодня используется повсеместно в Европе и неевропейских государствах, поскольку в подавляющем большинстве стран в отношении индивидуальной отчетности действуют национальные стандарты.
Следует также отметить, что многие из тех организаций, которым планируется законодательно вменить в обязанность формирование отчетности по МСФО, уже делают это в добровольном порядке на протяжении ряда лет. Это большинство предприятий нефтегазового сектора, крупные предприятия автомобилестроения, химической промышленности. И хотя точной статистики не существует, по данным, приведенным в одном из интервью директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов РФ Л.З. Шнейдмана, «если взять периодически публикуемые рейтинги крупнейших российских компаний, то в первой сотне компаний небанковского сектора подавляющее большинство имеют отчетность, составленную по МСФО или иным международно признанным правилам».
Однако одним из основных препятствий на пути официального признания и введения МСФО в отечественную практику в настоящее время является отсутствие закона, легитимизирующего такую отчетность.
Проект закона «О консолидированной отчетности», разработанный Правительством РФ и одобренный Государственной Думой в двух чтениях, сейчас продолжает обсуждаться как в государственных структурах, так и в профессиональном сообществе. А пока в России отсутствуют какие-либо нормативные документы, устанавливающие порядок, сроки и адреса представления отчетности, составленной в соответствии с принципами МСФО, а также не определена ответственность за несоставление или неправильное составление, равно как и за непредставление или представление с нарушением сроков соответствующей отчетности.
Кроме того, действующие нормативные документы не дают однозначного ответа на вопрос, от составления каких видов отчетности освобождаются организации, составляющие МСФО-отчетность.
Принятие указанного закона также необходимо по той причине, что в настоящее время отсутствует официальный перевод МСФО на русский язык, признанный в установленном порядке.
По информации из интервью с г-ном Л.З. Шнейдманом, приведенного на сайте Минфина России, Совет по МСФО опубликовал официальный перевод МСФО на русский язык, подготовленный специалистами Совета и прошедший экспертизу текста на русском языке. Однако в российское правовое поле указанный перевод может быть введен только посредством признания в порядке, установленном Правительством РФ, а само такое признание возможно только после официального вступления закона «О консолидированной отчетности» в силу.
Для предприятий, не подпадающих под критерии обязательного применения МСФО, использование международно признанных принципов составления отчетности является (и, судя по всему, будет в среднесрочной перспективе являться) делом добровольным, и принять то или иное решение каждое из таких предприятий может, оценив все аргументы «за» и «против».
1.2 Порядок выявления данных для объединения в сводную бухгалтерскую отчетность
Шаг 1. Составить перечень дочерних и зависимых обществ и определить, какие организации должны представить свою отчетность для объединения.
А. Включение данных бухгалтерской отчетности дочернего общества в состав консолидированной отчетности.
Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если (п.1.3 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112, далее – Методические рекомендации N 112):
1) головная организация обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. При этом голосующей акцией общества является обыкновенная акция или привилегированная акция, предоставляющая акционеру – ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование (ч.2 п.1 ст.49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – Закон N 208-ФЗ);
2) головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором (например, договором о совместной деятельности, доверительного управления, поручения и т.д.);
3) в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.
Б. Включение данных бухгалтерской отчетности зависимого общества в состав консолидированной отчетности.
Данные о зависимых обществах включаются в сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Критерии отнесения отдельных обществ к дочерним, изложенные в Методических рекомендациях N 112, являются недостаточно четкими, особенно для крупных национальных групп компаний и холдингов, в которые входят десятки различных организаций.
Используя положения Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность», можно предложить следующие способы определения решений о включении организации в консолидированную группу, что никоим образом не противоречит принципам консолидации, установленным российским законодательством:
· возможность управлять более чем половиной акций, имеющих право голоса, по соглашению с другими акционерами;
· возможность назначать или смещать большинство членов совета директоров или аналогичного органа управления;
· возможность иметь большинство голосов на заседаниях совета директоров или аналогичного органа управления;
· установление залога на имущество предприятия;
· наличие договора займа между головной организацией и предприятием.
Практика показывает, что часто головная организация может иметь не прямое, а опосредованное преобладающее влияние на дочернее общество, когда участниками этого дочернего общества являются головная организация и другие дочерние по отношению к ней общества (одна и та же группа организаций).
Шаг 2. Выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также взаимоотношений между дочерними обществами.
Сверка расчетов между участниками группы проводится в общеустановленном порядке.
Шаг 3. Проверить на единообразие все учетные политики дочерних обществ, выявить их отличие от учетной политики для составления сводной отчетности.
При составлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ.
Если при составлении бухгалтерской отчетности какого-либо дочернего общества использована учетная политика, отличная от используемой для составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской отчетности других дочерних обществ с бухгалтерской отчетностью головной организации в сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность такая учетная политика дочернего общества приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Для этого следует разработать для каждого дочернего общества, применяющего учетную политику, отличную от принятой в группе, специальный набор процедур, позволяющий путем пересчета и переклассификаций устранить все существенные расхождения и привести показатели бухгалтерской отчетности к «общему знаменателю».
Перед объединением бухгалтерских показателей организаций группы необходимо проанализировать учетные политики на предмет их соответствия учетной политике, принятой для целей консолидации в отношении:
1) методов амортизации основных средств и нематериальных активов. В случае выявления различий необходимо скорректировать влияние отклонений на финансовый результат. Изменения необходимо учесть в себестоимости отчета о прибылях и убытках, в результате чего будет изменен итоговый финансовый результат. В балансе корректировке подвергнутся балансовая стоимость основных средств и нематериальных активов, а также прибыль (убыток) отчетного периода;
2) соответствия видов доходов и расходов. Под соответствием видов доходов и расходов понимается квалификация доходов и расходов в отношении их отнесения к доходам и расходам от обычных видов деятельности либо к внереализационным доходам и расходам. Изменения в баланс не вносятся, но отчет о прибылях и убытках должен быть составлен исходя из тех требований к определению категории дохода или расхода, которые выдвигает единая учетная политика;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7