Рефераты. Понятия рыночной инфраструктуры. Актуальные проблемы в Украине

 

       Советское гражданское законодательство не уделяло много внимания ценным бумагам и рассматривало их как вещь. Наличие в обращении бумажных облигаций 3% займа ставило на первое место имущественное право на ценную бумагу. Такой подход целиком справедлив, если мы имеем дело с напечатанными на бумаге документами - ценными бумагами на предъявителя. Как раз они являются наиболее ярким примером сочетания обязательственных прав, которые предоставляются эмитентом инвестору, и имущественных прав на ценную бумагу. Но, в Украине вся приватизация осуществлялась с помощью именных ценных бумаг, при условии практически полного отсутствия их правового анализа.

 

       Важно отметить, что на данное время обращение (заключение и выполнение сделок по ценным бумагам) ценных бумаг регулируется большим количеством законодательных и подзаконных актов, которые регламентируют имущественные взаимоотношения. С одной стороны общее законодательство (Гражданский кодекс Украины, Закон "О собственности”, “О нотариате” и т.п.) с рядом подзаконных актов, а с другой - специальное законодательство. Вполне возможно при обращении ценных бумаг нарушить (практически не возможно не нарушить) хотя бы один с этих актов. Это может произойти, несмотря на Закон Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине”, который также регулирует “обращение ценных бумаг”. Хотя этот закон для многих правоведов является почему-то вторичным. И это происходит несмотря на п.7 раздела 4 Закона Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине” “К приведению законодательства в соответствие с этим Законом, законы и прочие нормативные акты Украины, принятые до вступлению в силу Закона Украины "О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине", действуют в части, что не противоречит этому Закону.”

 

      Отсутствие чёткой определенности относительно порядка применения общих и/или специальных нормативно-правовых актов даёт возможность решать судьбу участников рынка ценных бумаг субъективно.

 

      Украина в данном случае даже не учится на собственном опыте, уже не говоря об опыте других стран. Украинское общее законодательство определяет, что обращение финансового инструмента – денег, регулируется специальным законодательством и документами Национального банка Украины. Неужели в отношении еще более специфического финансового инструмента - ценных бумаг тяжело применить ту же самую норму. Тем более такое специальное законодательство существует, а стандарты, установленные Национальным депозитарием Украины, подлежат обязательному выполнению всеми участниками Национальной депозитарной системы (Указ Президента Украины от 22 июня 1999 года N 703/99). Вполне понятно, что для внедрения этой идеи необходимо ревизовать нормативную базу относительно рынка ценных бумаг. Но, опыт других стран и состояние дел в Украине настойчиво подталкивает к решению этой проблемы.

 

      Создание понятной и прозрачной системы законодательственного регулирования предоставит инвестору уверенность в том, что его права собственности защищены в Украине. В случае избрания этого пути решения проблем учета прав, закрепленных ценными бумагами, возможно регулировать специальным (четко определенным) законодательством.

 

      Отсутствие в Украине практики формирования депозитарного учета определяет необходимость концентрации интеллектуальных и финансовых усилий вокруг Национального депозитария, к компетенции которого относится стандартизация депозитарного учета и стандартизация документообращения. Помощь в создании депозитарного учета в Украине могут сделать практические разработки в этом направлении других стран. Самой большой проблемой этого направления является ограниченный доступ украинских специалистов к лучшему практическому опыту иностранных депозитарных систем, которое является “ноу-хау” и не подлежит распространению. Практическое изучение работы конкретных депозитарных систем может стать за порукой не допущения ошибок и почвой для адаптации и интеграции украинского рынка ценных бумаг в международные рынки. При решении этой задачи применения “под копирку” таких “готовых рецептов” стран с развитыми рынками ценных бумаг должны учитываться правовые нормы Украины и особенности постприватизационного периода. Такие практические разработки должны быть изучены и адаптированы с учетом всего комплекса законодательных и нормативных актов Украины. Важную роль в деле создания депозитарного учета в Украине может сыграть также богатый опыт Национального банка Украины, накопленный при создании банковской системы, а также при разработке и внедрении передовых информационных банковских технологий (система электронных платежей НБУ - одна из лучших в Европе).

 

      Президент Украины в Указе от 30 октября 1999 года № 1415/99 “О Основных направлениях развития фондового рынка в Украине в 2000 году ”определил , что развитие инфраструктуры фондового рынка предусматривает , в частности внедрение стандартов деятельности профессиональных участников фондового рынка относительно учета прав собственности на ценные бумаги на основе дальнейшего развития Национального депозитария Украины и клирингового депозитария, внедрение современных финансовых и информационных технологий.

 

       Стандартизация учета прав собственности на ценные бумаги Национальным депозитарием Украины должна стать практическим шагом относительно гармонизации законодательства Украины с мировыми и Европейскими нормами. Установление соответствующих стандартов депозитарного учета будет оказывать содействие повышению прозрачности фондового рынка и возрастанию операций на фондовом рынке, что фактически ведет к повышению доходной части бюджета Украины за счет соответствующих налогов.

 

       Стандартизация Национальным депозитарием операций на рынке ценных бумаг даёт возможность сформировать фундамент эффективного рынка ценных бумаг, обеспечить действенный контроль со стороны государственных органов и создает условия для надежной защиты прав инвесторов. С целью создания единой системы депозитарного учета Национальным депозитарием вместе с привлеченными специалистами государственных органов, экспертами фондового рынка и представителями международных организаций разработан и утвержден Стандарт депозитарного учета. В этом стандарте впервые из стран СНГ удалось создать основу для формирования единой системы депозитарного учета как для государственных так и для корпоративных ценных бумаг.

 

       Но нормы законодательства и стандартизация не могут заменить собой высокие технологии и программные продукты, которые должны обеспечить функционирование Национальной депозитарной системы. Развитие Национальной депозитарной системы предусматривает внедрение современных принципов и технологий, которые отвечают тенденциям глобализации рынков в мировом масштабе. Внедрение стандартов должно сопровождаться созданием системной технологии, что объединяет учетную и исполнительскую систему инфраструктуры рынка ценных бумаг. Пример такого строительства в Украине уже есть. Это объединения методологической работы Национального банка с созданием системы электронных платежей. Решение этой проблемы обеспечит движение инвестиций в Украину, выход ценных бумаг украинских эмитентов на иностранные фондовые рынки, будет оказывать содействие прозрачности и надежности фондового рынка Украины.

 

      Постоянное внимание Президента Украины и Правительства к формированию фондового рынка в Украине, на мой взгляд, должны обеспечить консолидацию всех здоровых сил для быстрого преодоления проблем на рынке ценных бумаг в Украине.

 

      От этого выиграют все. Тем более что топтаться на проблемах, а не решать их - проще. А иногда проблемы выдуманные.

 

 

 

 

 

 

       Становление социально-ориентированной рыночной экономики в Украине, как и других странах СНГ, идет сложно и противоречиво. С одной стороны, разрушена монополия государственной собственности на средства производства, демонтированы важнейшие элементы административной распределительной системы, сделаны серьезные шаги на пути создания рыночной инфраструктуры, заработали многие рыночные методы хозяйствования, произошли определенные перемены в экономическом сознании и поведении людей. Эти изменения свидетельствуют о начавшейся качественной трансформации экономической системы на рыночных принципах. С другой стороны, экономика Украины отчетливо проявляет все признаки системного кризиса, принявшего затяжной, хронический характер. Деструктивные попытки декретными методами внедрить рыночные формы хозяйствования оказались пагубными для страны. Активное отстранение государства от управления экономикой обусловили все более углубляющийся спад экономики, нарастание негативных, разрушительных тенденций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.