по балансу и складским учетом.
Факт сверки складских ведомостей с балансовыми данными бухгалтерии подтверждается по каждому складу, кладовой специальным актом сверки за подписями зав. складом, кладовщика и уполномоченного бухгалтерии.
В акте подробно перечисляются причины и характер разниц с указанием номеров первичных документов, авизо, статей и т. п.
Указанные в акте разницы, а также выявленные ошибки обязательно исправляются: в бухгалтерии - соответствующими проводками по балансу в следующем месяце со ссылкой в акте на номер статьи, и на складе - непосредственно зав. окладом, кладовщиком, в присутствии уполномоченного бухгалтерии.
Материалы, оставшиеся в цехе на конец месяца неиспользованными (не раскроенными, не подвергавшимися обработке), должны быть оставлены на материальном счете, путем дачи сторнировочной проводки в части списания с
соответствующего материального счета на счет производства и в оборотной ведомости показаны отдельно в целом по цеху суммарно одной строкой.
Одновременно на эти материалы дается проводка на обратное списание первым числом следующего месяца на счет производства.
Количество материала, оставшегося неиспользованным, должно быть внесено, как корректив, в лимитные карты, выписанные на следующий месяц.
Приходно-расходные документы, полученные от кладовщиков, должны храниться под сортированными по группам и при архивных ярлыках по месяцам.
В целях осуществления более реального контроля за учетом материалов, особенно дорогостоящих и пищевой группы, работник цеховой бухгалтерии при приемке документов от кладовщиков и сверке записей по карточкам складского номенклатурно-количественного учета обязан на выдержку проверять фактическое наличие этих материалов с кладовой, путем проведения выборочных инвентаризаций.
Проводимые проверки должны в каждом отдельном случае оформляться актами, порядком, предусмотренным для проведения ежедневных инвентаризаций.
4.4. Инвентаризация материальных ценностей.
Инвентаризация всех товарно-материальных ценностей имеет своей целью:
а) установить фактическое наличие этих ценностей;
б) проверить правильность бухгалтерских записей по соответствующим статьям баланса и внести необходимые исправления для получения реального баланса;
в) выявить избыточные и дефектные товарно-материальные ценности, а также сверхнормативные запасы и материалы, не имеющие движения длительное время;
г) установить правильную характеристику материалов, присвоить номенклатурные номера и правильно оценить материалы;
д) установить правильность расходования материалов на производство и хознужды для завода.
Инвентаризационные комиссии уточняют объекты, подлежащие инвентаризации, составляют детализированные планы проведения инвентаризации, в которых в пределах общих сроков, устанавливаемых приказом по заводу на основании соответствующих указаний Министерства — указывают точные календарные сроки снятия остатков по каждому отдельному месту хранения, а также ответственных исполнителей по проведению инвентаризации (членов или уполномоченных инвентаризационной комиссии), работой которых они непосредственно руководят.
Кроме того, местные инвентаризационные комиссии производят инструктаж бригад и выделенных ответственных исполнителей о сроке, порядке, методе и технике проведения инвентаризации и непосредственно руководят проведением инвентаризации.
Инвентаризации подлежат все товаро-материальные ценности на своих складах, в переработке, эксплуатации, на чужих складах и в пути: сырье, основные и вспомогательные материалы, детали смежных производств, предметы спецпогашения, тара и тарные материалы, запчасти к оборудованию и автотранспорту, топливо.
Инвентаризации подлежат также и чужие ценности, находящиеся в ведении завода как числящиеся на учете (в арендном пользовании, на хранении, для переработки), так и почему-либо не числящиеся на балансе.
Инвентаризация товаро-материальных ценностей производится по каждому их местонахождению в отдельности, путем снятия остатков в натуре, при непременном участии заинтересованных лиц (работников, ответственных за сохранность ценностей, начальников цехов, прорабов и др.).
Для обеспечения точного снятия натурных остатков материальных ценностей инвентаризация проводится, как правило, в нерабочее время. При этом для снятия остатков, базисные склады и цеховые кладовые закрываются на один- два дня, предварительно обеспечив цехи необходимыми материалами и полуфабрикатами на это время.
При необходимости проведения инвентаризации в рабочее время, операции по приему и отпуску материальных ценностей должны быть временно прекращены или сведены к минимуму.
Если инвентаризация ценностей по какому-либо месту их хранения не может быть закончена в один день, она может быть начата до и закончена после первого числа. В этом случае данные инвентаризации должны быть скорректированы по состоянию на первое число месяца.
Установление фактического наличия проверяемых ценностей производится обязательно путем фактического взвешивания, просчета или замера (определения объема), в зависимости от характера ценностей. Исключение может быть допущено в отдельных случаях в отношении навалочных и малоценных громоздких материалов. Первые могут определяться на основании соответствующих документов (если таковые имеются), при обязательной проверке в натуре части (на выборку) этих ценностей; последние - на основании тех или иных технических расчетов, о чем делается отметка в инвентаризационных описях.
Материальные ценности, находящиеся на складе в фабричной упаковке (таре) в не распакованном виде, количественной проверке не подвергаются, а за фактическое наличие их принимается количество, указанное на фабричном ярлыке (по трафарету).
Осмотр и подсчет материальных ценностей в натуре и занесение выявленных остатков их в инвентаризационную опись и отдельные инвентарные ярлыки производится членами или уполномоченными цеховой-отдельческой инвентаризационной комиссии совместно с лицом, ответственным за сохранность ценностей, и представителем того счетного участка, которым эти ценности учитываются.
Заполненные инвентаризационные ведомости подписываются всеми членами комиссии и лицами, производившими снятие остатков.
В дальнейшем, по сличении занесенных в ведомость остатков со счетными записями и полной ее обработки, данные ведомости скрепляются подписью ст. бухгалтера цеха, отдела.
Лица, материально-ответственные за сохранность ценностей, дают на каждой отдельной описи, до подписи членов комиссии, расписку следующего содержания:
«Все ценности, поименованные в настоящей инвентарной описи, комиссией проверены в натуре в моем личном присутствии и внесены в опись, в связи, с чем претензии к инвентаризационной комиссии не имею.
Ценности, перечисленные в настоящей описи, находятся на моем ответственном хранении».
Зафиксированное в инвентаризационной ведомости наличие товаро-материальных ценностей сдается на ответственное хранение зав. складом, кладовщикам, механикам, энергетикам, комендантам и завхозам путем заключения с ними договора о персональной материальной ответственности за сохранность вверенных им ценностей.
Учитывая проведение генеральной инвентаризации в нерабочее время, ст. бухгалтерам цехов, отделов и снабов завода необходимо обратить особое внимание на полный и высококачественный охват инвентаризацией всех ценностей, путем 100% взвешивания, замера и пересчета материалов и установление систематического контроля в момент снятия натурных остатков.
Инвентарные ведомости составляются на специальных бланках в разрезе склада, кладовой, а внутри – в разрезе балансового счета, групп и номенклатурных номеров действующего на заводе ценника, с указанием в ведомостях качества или сорта и количества инвентаризируемых материалов или товаров. В дальнейшем инвентарные ведомости группируются по балансовым счетам с выведением результатов в целом по цеху, отделу.
По инструментам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, хозинвентарю и спецодежде, находящимся в эксплуатации, а равно и бывшим в эксплуатации и находящимся в данный момент на складах, в инвентаризационных ведомостях необходимо делать отметки о пригодности предмете для дальнейшего использования.
Заполненные комиссией инвентаризационные ведомости подвергаются после этого в бухгалтерии соответствующего хозяйства обработке с целью выявления в них результатов проведенной инвентаризации. При этом в них показываются соответствующие количественные и суммовые (ценностные) данные из бухгалтерского учета, выводится стоимость инвентарного остатка, и определяются результаты инвентаризации, т. е. разница между одними количественными и суммовыми данными и другими.
По инструментам и спецприспособлениям, кроме того, приводится процент фактического износа и сумма этого износа, исчисленная расчетным путем соответственно стоимости предмета.
Стоимость инвентарных остатков в инвентаризационных ведомостях проставляется в соответствии с порядком их оценки в учете - полная фактическая или плановая (твердая) стоимость.
Установленные в инвентаризационных ведомостях недостачи и излишки материалов должны быть тщательно проанализированы с целью выяснения причины и виновников расхождения наличия материалов с книжными данными
На все выявленные при инвентаризации недостачи товаро-материальных ценностей должны быть затребованы и получены от материально-ответственных лиц исчерпывающие объяснения, причем все случаи недостач, имеющие конкретных виновников, в обязательном порядке подлежат взысканию.
На основании представленных объяснений и основных материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер выявленных недостач, излишков и потерь и в соответствии с этим определяет порядок регулирования инвентарных разниц.
Все расхождения, обнаруженные при проверке наличия материалов, как правило, подлежат оформлению (оприходование излишков, списание недостач, исправление записей и т. п.) в карточках номенклатурно-количественного учета склада в текущем месяце, независимо от того, за чей счет результаты будут отнесены.
Установленные инвентаризациями недостачи ценностей сверх норм, потери от порчи ценностей и бесхозяйственные потери относятся на счета конкретных виновников нанесенного хозяйству ущерба.
По недостачам и потерям, явившимся следствием злоупотреблений (хищение, порча), начальники цехов и отделов обязаны немедленно оформлять и направлять дело в судебно-следственные органы и предъявлять гражданский иск ко взысканию не позднее десяти дней после обнаружения недостач и растрат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20