· Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утвержденное приказом Минфина РФ № 105н от 24.11.03.
К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов.
3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
3.1. Организация процесса снабжения и документы,
применяемые в учете, расчет фактической себестоимости приобретения материалов.
Процесс снабжения — совокупность операций по обеспечению предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.
Основными задачами учета процесса снабжения (заготовления)
являются:
1) выявление всех затрат по заготовлению средств и предметов труда;
2) определение их фактической себестоимости;
3) выявление результатов снабженческой деятельности.
Учет процесса снабжения рассмотрим на примере учета приобретения предметов труда. Приобретая материальные ценности, предприятие уплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам, т. е. таким, по которым одно предприятие продает продукцию другому Предприятию или государству. Предприятие несет также расходы, связанные с транспортировкой и погрузочно-разгрузочными работами (транспортно-заготовительные расходы) (ТЗР).
Оптовые цены на товарно-материальные ценности вместе с транспортно-заготовительными расходами составляют фактическую заготовительную себестоимость предметов труда.
Структура себестоимости заготовленных предметов труда зависит от порядка ценообразования.
Цены на предметы труда могут устанавливаться с учетом затрат на доставку продукции до станции отправления (места погрузки в вагоны, на пароходы, баржи и т. д.). В этом случае цена на товары будет называться ценой франко-станции отправления.
Цена на продукцию, установленная с учетом затрат на транспортировку товаров до станции получения, называется ценой франко-станции назначения.
В бухгалтерском учете предметы труда учитываются на синтетических счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонения в стоимости материалов».
К счету 10 «Материалы» открываются субсчета: 1. «Сырье и материалы», 2. «Покупные полуфабрикаты», 3. «Топливо», 4. «Тара и тарные материалы», 5. «Прочие материалы» и т. д.
Аналитический учет материалов ведется в соответствии с их номенклатурой. Номенклатура материалов — перечень отдельных видов, наименований и сортов материалов, используемых на предприятии.
Каждому отдельному наименованию, размеру, профилю материалов присваивается постоянный номер (код), называемый номенклатурным номером. Во всех документах, связанных с учетом предметов труда, указываются номенклатурные номера вместо словесного их названия.
Номенклатура потребляемых в процессе производства предметов труда очень разнообразна и достигает огромного числа наименований.
Определять (калькулировать) фактическую себестоимость каждого предмета труда практически не представляется возможным. Во избежание трудоемкой работы текущий бухгалтерский учет заготовленных предметов труда ведется по твердым учетным ценам. В качестве такой цены могут выступать оптовые цены поставщика, плановая себестоимость, договорные цены.
На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления предметов труда может осуществляться одним из двух способов.
При первом способе на счете 10 «Материалы» отражается оптовая цена приобретенных ценностей. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы», открываемом к счету 10 «Материалы».
Таким образом, в дебете счета «Материалы» отражается стоимость приобретенных материалов по оптовым ценам (Дт сч. 10 «Материалы», Кт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», оп, 1), а на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы» собираются транспортно-заготовительные расходы: провозная плата (Дт сч. 10 «Материалы», субсчет «ТЗР», Кт сч. 51 «Расчетный счет», оп. 2), погрузочно-разгрузочные расходы (Дт сч, 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы», Кт сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами», оп. 3) и т. д.
Фактическая себестоимость предметов труда будет складываться из суммы оборотов по дебету счета 10 «Материалы» и субсчета «ТЗР».
Предметы труда отпускаются в цеха для изготовления продукции, работ и услуг, что отражается записью по дебету счетов затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы») и кредиту счета 10 «Материалы». Одновременно рассчитывается сумма ТЗР, подлежащая списанию на счета затрат (оп. 6). Расчет осуществляется в два этапа.
Первый этап – определение процента ТЗР.
,
Второй этап-расчет суммы ТЗР.
Пример.
1. Остатки по счетам на 01.01.2009г.
№
Наименование счетов, субсчетов
Сумма, руб.
Дт
Кт
1
Материалы
Оптовая цена
235 000
Транспортно-заготовительные расходы
600
2
Расчетный счет
586
3
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
40 980
4
Расчеты с подотчетными лицами
25 000
2. Операции по приобретению материалов за _______месяц 2009г.
Акцептован счет поставщика за поступившие от него материалы:
оптовые цены
80 000
Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов
6 450
Оплачены подотчетным лицом расходы по разгрузке материалов
Оплачены счета поставщиков за поступившие материалы
86 450
5
Отпущены материалы по оптовым ценам на:
изготовление продукции
общепроизводственные нужды
общехозяйственные нужды
48 000
10 000
5 000
6
Списываются ТЗР, относящиеся к израсходованным материалам на:
основное производство
общепроизводственные расходы
общехозяйственные расходы
4 881,6
1 017
508,5
Для определения сумм ТЗР, подлежащих списанию на расходы, рассчитывают средний процент ТЗР:
Полученный процент умножают на стоимость израсходованных материалов на:
основное производство: 48 000 х 10,17% = 4 881,6 руб.;
общепроизводственные расходы: 10 000 ;х 10,17 % = 1 017 руб.;
общехозяйственные расходы: 5 000 х 10,17% = 508,50 руб.
Найденные суммы спишем с субсчета «Транспортно-заготовительные расходы» на соответствующие счета затрат, в результате чего материалы, использованные в производстве, будут отражены по фактической заготовительной себестоимости.
При втором способе на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются все затраты по приобретению предметов труда, а на счете 10 «Материалы» отражается их твердая оценка. Разница между фактической себестоимостью приобретенных ценностей и их твердой оценкой собирается на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов».
В дебете счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» собираются фактические расходы по приобретению предметов труда. С кредита счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет счета 10 «Материалы» списывается стоимость поступивших на склад предприятия материалов в твердой оценке. Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывает отклонение фактической себестоимости материалов от их учетной оценки, которое списывается на счет 16 «Отклонения в стоимости материалов» двумя способами.
При превышении фактической себестоимости над учетной оценкой делается запись по дебету счета 16 «Отклонения» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». При превышении учетной (твердой) оценки над фактической заготовительной себестоимостью по счетам делается такая же запись, но способом «красного сторно» (сумма превышения твердой оценки вычитается).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12