Рефераты. Отчет о движении денежных средств, его значение в рыночной экономике, техника составления в России и...

Таким образом, и прямой, и косвенный метод обеспечивают пользователя отчета важной информацией. С одной стороны, отчет концентриру­ет в себе значительную часть данных из других бухгалтерских отчетов: бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (косвенный метод), с другой стороны, он содержит детальное раскрытие информации о суммах поступлений и плате­жей, что позволяет создать целостную картину финансовых потоков органи­зации.

В качестве предпочтительного варианта можно рекомендовать при­мене­ние прямого метода с последующей сверкой финансового результата и чис­того денежного потока, что позволяет воспользоваться преиму­ществами обоих методов, делая при этом упор на раскрытие информации о поступлениях и платежах организации.

Другой вариант представления денежных потоков организации, ко­торый даст пользователю отчета равноценную информацию, состоит в ис­пользовании в качестве основного косвенного метода, но при этом в при­мечаниях к отчету должны быть раскрыты денежные потоки от текущей деятельности, опреде­ленные прямым методом.

Результаты чрезвычайных обстоятельств. С целью повышения до­сто­верности отчета и возможности его использования для прогнозиро­вания бу­дущих потоков денежных средств информация о денежных потоках, связан­ных с действием чрезвычайных Событий, должна раскры­ваться отдельно либо в виде самостоятельной строки в отчете, либо в при­мечаниях к отчету.

В качестве рекомендуемого может быть назван подход, предпола­гаю­щий выделение денежных потоков, возникающих в результате чрезвычай­ных событий, в виде отдельной строки отчета, составленно­го прямым мето­дом, и текстовое раскрытие информации о чрезвычайных обстоятельствах и последствиях их влияния на конечный финансовый результат организа­ции при составлении отчета косвенным методом.

Потоки денежных средств, связанные с действием чрезвычайных собы­тий, должны рассматриваться в зависимости от природы совершения опера­ции соответственно в составе текущей, инвестиционной или финан­совой дея­тельности.

Отражение курсовых разниц. Курсовые разницы, возникающие в результате отражения операций в иностранной валюте, а также в результате пере­счета балансовых статей, не являются денежными потоками, но должны быть отражены в отчете, с тем, чтобы обеспечить соответствие показа­телей, характеризующих величину денежных средств и их эквивалентов в на­чале и конце периода.

Курсовые разницы отражаются в отчете о движении денежных от­дельно от потоков денежных средств от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.



Реформа системы бухгалтерского учета

В течение последних лет в России проводится реформа системы бухгалтерского учета. Две главные задачи реформы: создание отчет­ности, отвечающей требова­ниям рыночной экономики (полезность при управлении и финансовом и экономи­ческом анализе); создание отчетности, понятной зарубежным инвесторам (и, со­ответственно, способствующей их привлечению).

Необходимость проведения реформы, вызвана значительным от­личием россий­ских принципов бухучета от стандартов западных стран. Российские стандарты формировались, в основном, во вре­мена командной экономики, и многие прин­ципы, актуальные при старой системе, используются до сих пор.

Большое значение имеет тот факт, что бухгалтерский учет в на­шей стране долгое время имел, в основном, налоговую направлен­ность. Сейчас, в переходный пе­риод, его нельзя назвать ни налого­вым, ни финансовым, так как из современной отчетности трудно по­лучить налоговую или финансовую информацию в чистом виде.

Кратко ситуацию с бухгалтерским учетом можно описать сле­дующим образом. В России: жесткое государственное регулирование -  с одной стороны и попытки ми­нимизировать показываемую при­быль для уменьшения налогового бремени – с другой. На Западе -  многовариантность правил ведения бухгалтерского учета и оп­тими­зация прибыли. Последнее в большинстве случаев означает решение во­проса, что лучше: показать большую прибыль и компенсировать налоги увеличе­нием рыночной стоимости акций (и повышением при­влекательности для инвесто­ров) или «уменьшить» прибыль, а вместе с ней и сумму налогов, но ухудшить свои показатели в глазах инве­сторов и кредиторов.

Проблема, связанная с различием требований государства (точ­ное определение налогооблагаемой базы и суммы налогов) и инве­сторов (предоставление справед­ливой и реальной информации) чаще всего решается с помощью двух систем учета: финансовой и налого­вой. Эти системы в основном совпадают. Исключение составляют отдельные моменты, связанные с величиной налогооблагаемой при­были (различные сроки износа основных средств, затраты, не уменьшающие базу для налога на прибыль и др.).

В марте 1998 года Правительство Российской Федерации при­няло Программу ре­формирования бухгалтерского учета. В Про­грамме намечен большой комплекс мероприятий, цель которых – приведение российской системы бухучета в соот­ветствие с требова­ниями рыночной экономики и международными стандартами финан­совой отчетности (МСФО).

Задачи реформы:

· создать систему стандартов учета и отчетности, которые гаранти­ровали бы предоставление полезной информации пользова­телям, в первую очередь – инвесторам;

· обеспечить согласованность реформ с основными тенденциями гармониза­ции стандартов на международном уровне;

· оказать методическую помощь организациям в понимании и вне­дрении ре­формированной модели бухгалтерского учета.

При подготовке Программы возник вопрос, что взять за основу: правила бухгал­терского учета конкретной страны или международ­ные стандарты финансовой отчетности, разработанные Комитетом по международным стандартам финансо­вой отчетности.

Использование МСФО предполагает:

· превращение экономики России в органическую составляющую мировой хо­зяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход российских хозяйст­вующих субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес);

· возможность использовать мировой опыт формулирования пра­вил, принимае­мых большинством государств, для создания в крат­чайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики.

МСФО изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в от­дельных странах, как и для непосредственного ис­пользования на практике. Цель их разработки – гармонизация на­циональных систем учета и отчетности для по­вышения потребитель­ских качеств финансовой отчетности хозяйствующих субъ­ектов, в первую очередь – транснациональных корпораций.

В России МСФО целесообразно использовать:

· при создании Концепции бухгалтерского учета в рыночной эко­номике для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями;

· в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтер­скому учету в качестве отправной точки, образца и кри­терия соответствия принятой в мире практике.

Данный подход используется большинством экономически раз­витых стран мира. Неслучайно структура построения положений по бухгалтерскому учету во мно­гом аналогична схеме построения меж­дународных стандартов.

Переход к использованию МСФО должен быть постепенным и целенаправлен­ным. Осуществить его «за один день» (или даже за один год) невозможно, так как необходимо провести большое коли­чество специальных мероприятий. В частно­сти, требуются коррек­тивы в законодательстве, прежде всего гражданском и на­логовом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтер­ского учета. Органы, регулирующие учет, должны издать детальные инструкции по внедрению и применению новых положений (стан­дартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои под­ходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности.

Применение в нашей стране любого признанного в мире реше­ния возможно, если это решение соответствует реальной российской модели рыночной экономики. Иными словами, при использовании международных стандартов финансовой от­четности для создания национальной системы регулирования учета международ­ный опыт должен быть адаптирован к конкретной социально-экономической среде.

Эффективность международных стандартов

МСФО не объект для слепого поклонения и принятия. Это эф­фективный инстру­ментарий, который следует использовать россий­ским предприятиям. Он позволит определить их реальное положение и сообщить эту информацию иностранным инвесторам. Первым ша­гом к применению международных стандартов в России был офици­ально утвержденный МЦРСБУ (вместе с российскими и иностран­ными партнерами) перевод МСФО на русский язык (ноябрь 1998 г.).

С точки зрения бизнесмена, который пытается наладить в России производство, реализовать проект или установить партнерские от­ношения с российским пред­приятием, МСФО выполняют две важные функции: они позволяют оценить и пе­редать информацию. Прежде чем вложить капитал, инвестор должен оценить сте­пень риска и уметь управлять им. Немаловажный момент – возможность инфор­мировать инвесторов и/или высшее руководство о меняющемся фи­нансовом по­ложении предприятия.

В России существуют риски, которые выходят за рамки обычных параметров коммерческого анализа рентабельности. Налоговые обя­зательства выражены не­достаточно четко, и контроль за их исполне­нием осуществляется нерегулярно. В ходе борьбы за власть в корпо­рациях могут нарушаться права акционеров. Не вы­полняются реше­ния международного арбитражного суда, следование которым яв­ля­ется главной гарантией для любой иностранной компании, осущест­вляющей капиталовложения. Другими словами, наблюдается отсут­ствие качественной от­четности, информационной прозрачности и, в конечном итоге, ответственности.

Это лишь немногие из системных препятствий, с которыми стал­кивается инвестор в России. Проекты могут осуществляться и осу­ществляются успешно, но этот ус­пех во многом связан со специфи­ческими российскими методами ведения биз­неса: использование личных связей, неформальное общение, «стимулирование» участни­ков законными и незаконными способами. Результат применения та­ких методов не поддается оценке и не отличается стабильностью. В связи с этим большинство успешных проектов носят исключитель­ный характер, а особенности их реализации отражают непредсказуе­мость российских условий хозяйственной деятельности.

В таких условиях невозможно осуществить накопление значи­тельного капитала. Принятие МФСО этих проблем не снимет, но бу­дет способствовать повышению прозрачности и понятности инфор­мации, которую предоставляют предприятия о своей деятельности. Компании, использующие МСФО, смогут найти новые ис­точники капитала и привлечь новых партнеров для повышения своей эффек­тив­ности. Эти предприятия получат доступ к информации о финан­совом состоянии потенциальных иностранных партнеров и дополни­тельный инструментарий, по­зволяющий усовершенствовать выбор таких партнеров.

Среди причин, по которым для российских компаний важно ис­пользовать МСФО, можно отметить следующие:

· любым предприятиям, стремящимся в среднесрочной перспек­тиве привлечь финансовые ресурсы путем продажи акций или полу­чения кредитов, отчет­ность в соответствии с МСФО предоставит понятную информацию о фи­нансовых показателях за предыдущие периоды, а также значительные пре­имущества. Возобновление круп­ного кредитования возможно при исполь­зовании высококачествен­ных стандартов. Предприятия, составляющие от­четность согласно МСФО в течение двух и более лет, окажутся первыми претендентами на получение кредитов;

· всем российским предприятиям необходимо провести анализ своей коммерче­ской деятельности с целью повышения ее эффектив­ности в усло­виях экономического спада. При анализе финансовых результатов именно МСФО (а не российские положения по бухгал­терскому учету) обеспечи­вают достоверную базу для признания до­ходов и затрат, оценки активов. Переход на МСФО существенно расширит возможности руководства ком­паний в области управления и предоставит значительное преимущество пе­ред конкурентами.


Заключение

Традиционно публикуемые отчеты компаний состоят из счета прибылей и убыт­ков, показывающего, между прочим, величину при­были, произведенной в компа­нии в течение года, и баланса, показы­вающего размеры и классификацию активов и то, как они финанси­ровались. Кроме того, требуются сравнительные показатели по всем статьям счета прибылей и убытков и баланса. Однако для более пол­ного понимания состояния дел компании, также необходимо опреде­лить изменения, произошедшие в активах, обязательствах и капитале в течение года, и их общее воздействие на чистые ликвидные сред­ства.

Другими словами, компания может получать большую прибыль, но не произво­дить значительных денежных средств. Это явное несо­ответствие объясняется от­четом о движении денежных средств, ко­торый показывает динамику денежных средств (или денежного экви­валента) между последовательными балансами. От­чет о движении денежных средств объясняет изменение в чистых ликвидных средст­вах, состоящих в основном из денежных средств фирмы в банке и в кассе за вычетом прочих заемных средств, подлежащих возврату в течение одного года с отчетной даты.

Из-за важности движения средств для компаний в целом и для пользователей фи­нансовых отчетов в июле 1975 года ASC выпустил стандартное положение бух­галтерского учета. Это стандартное по­ложение (SSAP 10) требовало от всех отчи­тывающихся лиц с годо­вым объемом продаж $25,000 и более представлять отчет о движе­нии денежных средств как часть своих проверенных финансовых от­четов. Это было первое стандартное положение, требовавшее допол­нения к основным финансовым документам, балансу и счету прибы­лей и убытков. Однако этот стандарт бухгалтерского учета не опре­делял обязательную форму представления. Напротив, он подтвер­ждал, что разные методы представления могут в равной сте­пени со­ответствовать условиям, определенным в SSAP 10. Дополнительная слож­ность состояла в том, что в SSAP 10 не определялось, что по­нимается под словом "средства".

В свою очередь SSAP 10 был заменен стандартом финансовой отчетности FRS 1, выпущенным ASB (Управлением по бухгалтер­ским стандартам) в сентябре 1991 года. FRS 1 распространяется на всех отчитывающихся субъектов или учетные периоды, заканчиваю­щиеся 23 марта 1992 года или после. От составления этих отчетов освобождаются мелкие/средние компании, согласно определениям Закона о компаниях. Эти критерии основываются на обороте, вало­вых активах и среднем количестве служащих.

Цель отчетов о движении денежных средств состоит в том, чтобы одновременно показать способ финансирования деятельности компании и как используются фи­нансовые ресурсы. Выбранная форма должна обеспечивать достижение этой цели. Она должна четко показывать средства, сформированные или израсходованные в результате деятельности компании, и то, как использовано любое превышение ликвидных активов или как финансировался любой де­фицит таких активов.


Список литературы

1)     Новодворский В.Д. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002 г.

2)     Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность органи­зации. М.: Бухгалтерский учет, 2003

3)     Палий В.Ф. «Международные стандарты финансовой отчетности», М.: Инфра-М, 2002

4)     Применение международных стандартов финансовой отчетности под ред. А.М. Гершуна. М.: Фонд развития бухгалтерского учета, 2000

5)     Рубинштейн Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств фирм и компаний. М.: Ось-89, 2001

6)     Международные стандарты финансовой отчетности: практическое по­собие. Хенни ван Грюнинг, Мариус Коэн. М.: МЦРСБУ, 2000

7)     Соловьева О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности: Учебное по­собие. М.: Аналитика-Пресс, 2001

8)     Журнал «Главбух», 2002-2003

9)     Еженедельная газета «Экономика и жизнь», 2003

10)«Аудиторские ведомости», N 3, 2000 «Методика проверки учета де­нежных средств»

11)Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

12)Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н «Методические рекоменда­ции о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»

13)Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н «О формах бухгалтер­ской отчетности организации»

14)Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н Положения по бухгал­терскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)

15)Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Положение по ве­дению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»

16)Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 «Про­грамма реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международ­ными стандартами финансовой отчетности»


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.