Рефераты. Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы

2,4

21,9

4,9

-12,2

25,6

-8,5

-5,6

-7,3

Словакия

11,8

-4,6

15,8

11,9

-13,4

12,5

-10,5

-5,0

-4,0

Словения

8,1

-5,6

2,2

7,8

-0,2

0,3

-5,4

-7,7

-7,6


Таблица 2.12

Динамика изменения объемов внешнеторговых оборотов, в % от ВВП

Страна

1990

2000

Болгария

46.0

73.6

Чехия

60.5

106.0

Венгрия

55.8

113.5

Польша

38.7

44.8

Румыния

39.6

56.4

Словакия

42.6

104.3

Словения

62.0

93.5



2.4 Сотрудничество стран Восточной Европы и Европейским союзом

Переходный процесс и переориентация в сторону Западной Европы – два решающих вызова, с которыми сталкиваются страны Восточной Европы начиная с 1989г. Если в начале 90-х гг. переход от системы централизованного планирования к рыночной экономике был основной целью экономической политики, то сейчас большое значение приобрели требования более тесной интеграции с западноевропейскими странами.

На встрече в Копенгагене в июне 1993г. Европейский совет сформулировал 3 критерия, которым должны соответствовать кандидаты на вступление в ЕС:

· политический критерий – стабильность институтов, гарантирующих демократию, власть закона, соблюдение прав человека, уважение и защиту прав меньшинств;

· экономический критерий – наличие функционирующего рыночного хозяйства, а также способность противостоять конкурентному давлению и рыночным силам в рамках ЕС;

· критерий, связанный с принятием институциональных и юридических норм ЕС, – способность  выполнять обязательства члена ЕС, в т.ч. в отношении создания политического, экономического и валютного союза.

Таким образом, требования для перехода стран Восточной Европы к рынку и требования для их вступления в Евросоюз во многом совпадают.

В этом году 10 стран Восточной Европы намерены вступить в Европейский союз. На этом пути многими из них достигнуты весьма впечатляющие успехи, среди которых надо прежде всего выделить продвижение к копенгагенским критериям и переориентацию внешнеэкономических связей. В Венгрии, Польше, Чехии, Словении доля ЕС во внешней торговле составляет уже от 60 до 70%. Обнаруживается, что принятие стран Восточной Европы в ЕС – более дорогостоящий проект, чем считалось ранее. Это усиливает позиции так называемых европессимистов, полагающих, что ЕС не выдержит такой нагрузки. При распространении на страны-кандидаты финансовой поддержки отстающим регионам, а также обязательств в рамках общей сельскохозяйственной политики ежегодные расходы бюджета ЕС придется увеличить минимум на 30–40 млрд евро. Тем не менее установка на расширение ЕС на восток не будет пересмотрена. Не исключен только пересмотр финансовых условий. Становясь полноправными членами Европейского союза, страны ЦВЕ официально включаются в жесткий институционально-правовой каркас ЕС, несмотря на растущий дискомфорт в связи с новым изданием «ограниченного суверенитета».

Проблема различия между ЕС и странами-кандидатами на вступление в Евросоюз остается. У Польши, самой крупной из стран Восточной Европы, этот разрыв составлял в конце 90-х гг. около 2% показателя для 15 стран-членов ЕС (ЕС-15), а у всех прочих кандидатов – менее 1%:

Таблица 2.11

Динамика изменения показателей ВВП на душу населения стран ЦВЕ в сравнении со средним значением ВВП ЕС (15 стран = 100).


 

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2005*

Чехия

68

57

59

60

62

64

64

63

65

65

72

Венгрия

49

45

46

46

47

47

49

52

53

54

59

Польша

33

31

33

34

35

37

39

41

42

47

51

Словакия

51

40

40

40

42

45

46

49

51

52

56

Словения

70

59

62

65

66

68

69

72

75

75

82

Болгария

33

27

28

28

28

25

23

26

27

27

29

Румыния

36

29

30

31

32

33

31

29

30

30

33

Хорватия

40

30

27

28

29

32

33

34

35

35

39

Евросоюз

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100


Что касается объема ВВП в расчете на душу населения, он колебался от 7% (в Болгарии) до 44% (в Словении) средней величины для ЕС-15.

Об отставании стран-кандидатов от уровня ЕС-15 свидетельствуют различия в отраслевой структуре ВВП.

Если на сельскохозяйственный сектор в ЕС-15 приходилось только 2,3% ВВП и 5,2% общего числа занятых, то в странах-кандидатах соответственно от 3,9% (в Словении) до 21,1% (в Болгарии) и от 5,5% (в Чехии) до 40% (в Румынии).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.