Рефераты. Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы

Параллельно с этим в марте 1995 г. было принято решение о разовой девальвации и последующем ежемесячном снижении курса форинта на 1,3% (к концу года девальвация составила 27%); весной 1996 г. темпы девальвации были замедлены. Поощрение экспорта со стороны государства через снижение курса валюты и заработной платы позволило уже в конце 1995 г. восстановить темпы роста. Таким образом, правительство получило возможность, не опасаясь нового "перегрева" конъюнктуры, ослабить финансовые ограничения.

Таблица 2.2

Динамика среднегодовых темпов прироста потребительских цен в отдельных странах Восточной Европы, % к предшествующему году

Страна

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

[5]

1999г.


2000г.


2001г.


Болгария

473,1

79,5

63,9

121,9

32,9

123,0

1200,0

22,3

0,3

5,0

3,0

Венгрия

35,0

23,0

22,5

18,8

28,2

23,6

18,3

14,3

10,0

8,3

6,5

Польша

70,3

43,0

35,3

32,2

27,8

19,9

13,5

11,8

7,3

8,0

7,0

Румыния

222,8

199,2

295,2

61,7

28,0

38,5

140,0

59,1

45,8

40,0

35,0

Чехия

56,1

11,1

20,8

10,0

9,1

8,8

8,6

10,7

2,1

3,7

4,0

Словакия

61,0

8,8

23,2

13,4

9,8

5,9

6,4

6,7

10,6

15,0

11,0


В Польше тоже наблюдалось хоть и не значительное, но последовательное снижение темпов инфляции. Ее всплеск отмечен только в первоначальный период после начала либерализации цен. Далее начало сказываться действие факторов исходных условий (относительно высокая доля частного сектора и либерализованных цен в экономике) и качества экономической политики государства. В Венгрии достижения оказались менее значительными: ее экономика больше зависит от внешних рынков, соответственно ее преобразования больше ориентированы на обеспечение конкурентоспособности и включение в западноевропейскую экономическую систему. От этого возникла и стала реализовываться потребность в более глубоких рыночных преобразованиях – по вопросам открытости экономики (например, либерализация импорта до уровня 94% уже в первые годы преобразований), разгосударствления («мягким» путем), банковской системы (по  «жесткому» варианту) и т.д. Возросла нагрузка на бюджет, который стал сводиться из года в год со значительным дефицитом, что в свою очередь вызывало увеличение государственного долга, а через него и инфляции.

В Болгарии и Румынии динамика инфляции отличается от других стран по темпам и по нестабильности их изменения: здесь общий уровень экономического развития к началу рыночных преобразований оказался по отношению к западным странам значительно ниже, чем в других государствах Восточной Европы.

Приватизация предприятий и реструктуризация материального производства. Реальный прогресс в формировании рыночных институтов существенно изменил положение государства в экономике. В середине 90-х годов, после либерализации, завершения финансовой стабилизации и создания правовой базы рыночной системы, "большая" приватизация и бюджетная реформа стали приоритетами в экономической политике государства в Восточной Европе.

Приватизация с самого начала реформ занимала важное место в планах рыночной трансформации. Но если передача новым собствен­никам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию прошла в 1990-1993 гг. довольно легко и успешно, то "большая" приватизация столкнулась с существенными трудностями. Так, польскому правительству в 1990-1991 гг. удалось продать, ис­пользуя западные методики оценки и приватизации имущества, только два десятка предприятий. В последующие годы менее 200 предприятий были проданы с торгов и около 30 - через фондовую биржу. К тому же вскоре стало ясно, что формальная смена собственника не дает непосредственного экономического эффекта в виде роста производства, повышения конкурентоспособности и т.п. Поэтому центр тяжести экономической политики в большинстве стран (кроме Чехии и Словакии) был перенесен на либерализацию и макроэкономическую стабилизацию. "Большая" приватизация откладывалась.

Впоследствии стали сворачиваться программы льготной приватизации (проводившейся обычно в пользу трудовых коллективов), которым отводилось большое место в реформаторских планах первой половины 90-х годов. Приобретение предприятий администрацией и трудовым коллективом было распространено главным образом в легкой промышленности и в других производствах, ориентированных на потребительский рынок и не требующих больших капиталовложений. Льготной схеме присущи серьезные недостатки: они не связаны непосредственно с притоком инвестиций, хотя формирование реальных и ответственных собственников происходит быстрее.

К тому же, практика ряда стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков проведения приватизации. Хотя большая часть промышленности оставалась в руках государства, оно в условиях хозяйственной либерализации утрачивало реальные рычаги контроля и управления. Растущие потери госпредприятий компенсировались кредитами государственных банков или бюджетными субсидиями, углубляя тем самым кризис финансовой сферы. Собственность, потерявшая фактического владельца, становится объектом злоупотреблений. В Венгрии и Польше неоднократно проходили широкие общественные кампании и судебные разбирательства в связи с полулегальной распродажей государственного имущества и перекачиванием государственных ресурсов во вновь созданные частные фирмы.

Однако непосредственной причиной подъема нынешней волны приватизации явился острый финансовый кризис, вызванный резким падением бюджетных доходов и традиционно высокими для постсоциалистических стран государственными расходами. (Только в Чехии экономическая политика отдает приоритет модернизации промышленности по сравнению с финансовыми проблемами исходя из сбалансированности бюджета и довольно благополучного общеэкономического положения). Поэтому приватизация проводится главным образом путем продажи предприятий с целью разгрузки бюджета и обеспечения государству доходов. При этом главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к крупным объектам, характеризующимся высокой убыточностью, отягощенным большой социальной инфраструк­турой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии в течение 1995 г. одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги несколько раз.

В числе объектов, которые были выставлены на продажу во второй половине 90-х гг., - компании ТЭК (электростанции, сети энер­гии и газоснабжения в Венгрии, Польше и Чехии, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, в последней еще и нефтепромыслы), транспортные организации, в т.ч. национальные авиакомпании в Польше и Чехии, крупные машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального комплекса. В перспективе наметилась и продажа "стратегических" компаний (Венгрия, Чехия); задержка была вызвана, главным образом, организационной и финансовой реструктуризацией с целью повышения стоимости этих объектов. Вследствие высокой капиталоемкости крупных компаний и предприятий наиболее вероятными покупателями могут быть зарубежные инвесторы. Правительства восточноевропейских стран предусматривают специальные меры, обеспечивающие сравнительно простой (но не льготный, а на равных условиях с отечественными инвесторами) порядок продажи иностранным компаниям. Для некоторых стран (например, Болгарии) характерно стремление продать госпредприятия как можно быстрее по невысоким "номинальным" ценам. Наряду с другими мерами строгой бюджетной экономии это связано с необходимостью срочных и очень крупных платежей по внешнему долгу.

Реформы первой половины 90-х годов, в частности, «корпоратизация» госпредприятий и приватизация по ваучерной и "инсайдерской" моделям, привели к глубокому изменению положения предприятия в экономико-правовой системе. Однако известная "размытость" прав собственности в результате этих процессов резко ухудшила управляемость предприятиями и затруднила процедуру принятия долгосрочных инвестиционных решений. Так, в ходе реализации чешской модели приватизации, в которой участвовало более 600 ваучерных фондов, формальный контроль над многими предприятиями приобрели небольшие фонды, которые не в состоянии были модернизировать производство и поэтому ограничивались кадровыми перестановками на предприятиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.