Рефераты. Особенности учета основных средств

Дебет 99                                Кредит 01;

Дебет 02                                Кредит 99

отражено выбытие основных средств в результате чрезвычайных обстоятельств.

Для учета списания основных средств возможно открытие к счету 01 субсчета «Выбытие основных средств». В таких случаях перво­начальная (восстановительная) стоимость списывается записями:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств»

Кредит 01, субсчет «Первоначальная (восстановительная)стоимость основных средств»,

а накопленная амортизация — записью:

Дебет 02                               

Кредит 01, субсчет «Первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств».

По окончании процедуры выбытия остаточную стоимость спи­сывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дебет 91                               

Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств».

В результате таких записей субсчет «Выбытие основных средств» счета 01 закроется. Одновременно будет уменьшена сумма основ­ных средств и увеличена сумма операционных расходов.

Аналогично отражают выбытие учитываемых на счете 03 «Доход­ные вложения в материальные ценности» зданий, помещений, обо­рудования и других ценностей, имеющих материально-веществен­ную форму, предоставляемых за оплату во временное пользование. При передаче лизингового имущества по договору лизинга, как и при списании такого имущества по другим причинам, может использоваться субсчет «Выбытие материальных ценностей» к счету 03. Операции по этому субсчету также развернуто переносят на счет 91.


Восстановление объектов основных средств осуществляется пу­тем ремонта, а также модернизации и реконструкции.

Расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ре­монту основных средств, организации могут относить непосред­ственно на активные счета для учета издержек производства или обращения (20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др.) с кредита соответствующих материальных, денежных и рас­четных счетов (10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с пер­соналом по оплате труда» и др.).

Такой порядок учета рекомендуется при незначительных затра­тах на текущий и профилактический ремонт, поскольку эти затра­ты не могут существенно влиять на конечный финансовый результат. Для накапливания финансовых средств на осуществление круп­ного планового ремонта (в частности, ремонта прокатных станов, доменных и мартеновских печей, подъездных железнодорожных пу­тей), а также в организациях с сезонным характером производства целесообразно создавать ремонтный фонд.

Рассчитывают нормативы отчислений в этот фонд (на пять лет) на основе оценки возможной стоимости подобного ремонта. Такой фонд учитывают на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих рас­ходов», субсчет «Ремонтный фонд». При его формировании ука­занный субсчет кредитуют с дебетованием счета 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы».

При наличии ремонтного фонда затраты на проведение работ отражают, как правило, на активном счете 23 «Вспомогательные производства». По дебету этого счета учитывают фактические зат­раты на ремонт собственных основных средств. Фактическую себе­стоимость законченных ремонтных работ списывают так:

Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов»       

Кредит 23.


Основанием для такой бухгалтерской проводки служит акт при­емки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модерни­зированных объектов основных средств. Он является также доку­ментом для соответствующей записи сумм затрат на ремонт в ин­вентарных карточках аналитического учета.

Сумма фонда, превышающая фактические затраты на ремонт, по окончании года, как правило, записывают отрицательными числами – сторнируют. При недостатке ремонтного фонда разность относят на счета учета затрат.

Сальдо по счёту 23 «Вспомогательные производства» (в части ремонта)может быть только дебетовым, что означает затраты по незаконченному капитальному, профилактическому или текущему ремонту основных средств. В бухгалтерском балансе его показывают по статье «Незавершенное производство».

При внезапном ремонте на крупную суммы (при отсутствии ремонтного фонда) затраты следует относить в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов». Это позволит не увеличивать себестоимость продукции, что неизбежно при единовременном списании расходов на счета учета затрат. Всю сумму стоимости ремонтных работ в таких случаях записывают в дебет счета 97, с которого их ежемесячно списывают на счета текущих затрат равными долями в течение срока, к которому они относятся.

Затраты, связанные с модернизацией и реконструкцией (включая затраты, производимые во время ремонта объектов основных средств), осуществляются за счет прибыли, поэтому они увеличивают первоначальную стоимость объекта. Одновременно в общем порядке отражаются возрастание стоимости основных средств:

Дебет 01                                                          

Кредит 08

В технико-сметной документации на проведение ремонтных работ такие работы разделяют по источникам финансирования:

-  текущий или капитальные ремонт – за счет себестоимости;

- расходы по реконструкции (модернизации), в том числе по установке и монтажу охранно-пожарной и охранной системы, - за счет средств, направленных на капитальные вложения.

В соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств для целей налогообложения должны быть признаны в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором они произведены.



2  Бухгалтерский учет ОС в организациях

2.1 Описание предприятия

Официальное наименование исследуемого предприятия – ОАО «VaZa». Юридический адрес – РФ, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина-12.

Предприятие является хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, печать со своим наименованием бланки, лицензию на право производства строительных работ. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия.

Предприятие выполняет:

-     строительно-монтажные работы, изготовляет строительные конструкции и материалы, а также оказывает услуги с целью извлечения прибыли, развития производственной базы и удовлетворения общественных потребностей;

-     строительство и реконструкцию, в том числе строительство объектов производственного и непроизводственного назначения;

-     ремонтные работы;

-     изготовление раствора, бетона, простейших железобетонных, металлических, арматурных и деревянных изделий.

-     ведет бухгалтерский, оперативный учет, составляет и представляет отчетность по всем видам деятельности.

Как и в бухгалтерии любого предприятия, бухгалтерия ОАО «VaZa» ведет учет основных средств – одних из главных объектов бухгалтерского учета.

Все основные средства предприятия являются собственными, амортизация начисляется линейным способом.

Операциями, проводимыми с основными средствами на предприятии, являются:

-     поступление и ввод в эксплуатацию основных средств;

-     выбытие основных средств;

-     ремонт, реконструкция и модернизация  основных средств;

-     инвентаризация основных средств.

Каждая из этих операций сопровождается бухгалтерскими проводками и первичными документами.


2. 2 Операции с ОС на предприятие

Рассмотрим конкретный пример учета поступления основных средств на ОАО «VaZa».

ОАО «VaZa» приобрело у ООО «Альфа» станок для шлифования полов «Вихрь» (паспорт N 53872017, заводской номер 6596-84, дата выпуска - май 1998 года, инвентарный номер 4409).

Покупная стоимость сервера – 40 000 руб. (в том числе НДС - 7200 руб. (40 000*0,18), срок полезного использования - 20 лет.

ООО «Альфа» уже использовало эти средства у себя в производстве. Поэтому оно предоставило сведения о дате ввода сервера в эксплуатацию (10.10.1998), фактическом сроке эксплуатации (84 мес. – станок передан 12.11.2005), сроке полезного использования (240 мес.) сумме начисленной амортизации:

НА=100% / 20 = 5 %

А = (40.000*5% / 100%*12)*84 = 14 000 рублей

 (14 000 руб.) и остаточной стоимости (26 000 руб.).

При приемке станка был оформлен акт N ОС-1.

В данном акте бухгалтерией ОАО «VaZa» были заполнены сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи, сведения об объекте основных средств на дату принятия в бухгалтерском учете и характеристики объекта основных средств.

Срок полезного использования объекта был определен с учетом уже фактического срока эксплуатации, т.е. он составил 156 мес. (240-84). Тогда норма амортизации составила 0,64 (1/156*100).

На основании акта были сделаны проводки:

Дт 08  Кт 60 – отражена стоимость станка на основании оформленного акта.

Дт 19  Кт 60 – отражен НДС.

Дт 60  Кт 51 – перечислено фирме «Альфа» стоимость станка.

Дт 01  Кт 08 – станок принят к учету.

Дт 68  Кт 19 – НДС к вычету.

На основании акта о приеме-передаче основного средства от 12.11.2005 г. N 17 была оформлена также инвентарная карточка – 4423.

Выбытие пришедшего в негодность объекта основных средств (кроме автотранспорта) в бухгалтерии «VaZa» оформляют актом о списании (форма N ОС-4).

Если из строя вышло сразу несколько предметов, то составляют общий акт о списании (форма N ОС-4б). При ликвидации автотранспорта заполняют специальный акт (форма N ОС-4а).

Рассмотрим пример по учету выбытия основных средств.

12 декабря 2005 года директор ОАО «VaZa» принял решение о списании вследствие морального износа ПК IBM 386.

Первоначальная стоимость ПК  - 15 000 руб. На момент списания, на ПК была начислена амортизация в сумме 12 000 руб. Оприходован Жесткий диск на сумму – 1500руб, оперативная память – 1000 руб.


Дт 01/02 Кт 01/01 – списана балансовая стоимость ПК (15000 руб.)

Дт 02  Кт 01/02  - списывается амортизация, начисленная в течение эксплуатации (12000 руб.)

Дт 91 Кт 01/02 – остаточная стоимость IBM (3000 руб.)

Дт 10/6 Кт 91- 1500 руб. - оприходован жесткий диск, оставшийся после списания объекта основных средств и пригодные для дальнейшего использования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.