Рефераты. Основы предпринимательства. Развитие предпринимательства на Украине

в промышленности и строительстве - с численностью работников до 200 лиц;

в иных отраслях производственной сферы - до 50 лиц;

в науке и научном обслуживании - до 100 лиц;

в отраслях непроизводственной сферы - до 25 лиц;

в розничной торговле - до 15 лиц.

Законодательство Украины предусматривает некоторые особенности деятельности МП (государство может предоставлять им льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создавать фонды развития МП и др.).

Хозяйственными обществами, признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на основании договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

К хозяйственным обществам относятся:

-         акционерные общества;

-         общества с ограниченной ответственностью;

-         общества с дополнительной ответственностью;

-         полные общества;

-         командитные общества.

Акционерным обществом (АО)

называется общество, уставный фонд которого поделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое отвечает по своим обязательствам только имуществом общества. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух видов:

открытое (акции которого могут распространяться методом открытой подписки и купли-продажи на биржах) и закрытое (акции которого распределяются между учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО)

называется общество, уставный фонд которого поделен на части, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества несут ответственность в пределах их вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью называется общество, уставный фонд которого (аналогично обществу с ограниченной ответственностью) поделен на части, размер которых определен учредительными документами. Однако участники такого общества отвечают по его долгам не только своим взносом в уставный фонд, а (в случае необходимости) и принадлежащим им имуществом (в равном для всех участников кратном размере ко взносу каждого участника).

Полным обществом называется такое общество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Командитным обществом называется общество, включающее как участников, отвечающих по обязательствам общества всем своим имуществом, так и участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имуществе общества (вкладчиков). Если в командитном обществе участвуют двое или больше участников с полной ответственностью, они несут солидарную ответственность по долгам общества.

Подавляющее большинство малых предприятий, действующих сегодня в Украине, - это общества с ограниченной ответственностью (ООО). Регистрация акционерных обществ гораздо более сложно и нецелесообразно для организации малого бизнеса.

Основные законодательные нормы создания и функционирования предприятий в Украине регулируются Законами Украины:

"О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. №887-XII;

"О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. №1576-XII;

"О предпринимательстве" от 07.02.1991 №698-12.

Из всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных форм бизнеса придает современной ры­ночной экономике характер «смешанной экономики». Та­кая экономика доказала неоспоримые преимущества по сравнению с «одноклеточной» экономикой, поскольку в ней уживаются разные уклады, доказывая свое право на существование через конкуренцию, эффективное удовлет­ворение разнообразных потребностей членов общества. В этом состоит главный урок и для нашей экономики, пере­живающей тяжелые времена перехода от тоталитарной системы к модели смешанного предпринимательства.

2.3. Принципы функционирования  организационно-хозяйственного механизма предпринимательства

Функционирование и развитие цивилизованного предпринимательства немыслимо как вне действия его само регуляторов, так и без внешних регулирующих влияний. Совокупность подобных внутренних и внешних регуляторов, образующих определенную систему и есть таким образом, что может быть названо «организационно-хозяйственным механизмом предпринимательства», обеспечивающим воспроизводство предпринимательского типа хозяйства и повышение эффективности этого воспроизводства.

Анализируемый механизм соответственно включает два блока: самоуправленческую компоненту, сопряженную с товарно-денежными отношениями и систему государственного регулирования, адекватную требованиям законов рынка. Каждая их рассмотренных форм- крупное и малое предпринимательство- нуждаются  в обоих блоках организационно -хозяйственного обеспечения. Однако более целесообразно рассматривать проблему государственного регулирования применительно к малому, а тему внутрифирменного хозяйствования – к крупному предпринимательству.

Государственное регулирование деятельности малого предпринимательства представляет  собой систему экономического, правового, социального и организационного обеспечения государством среды для эффективного устойчивого развития малого предпринимательства. Причем эта система базируется на ряде принципов, исходным и общим из которых является протекционизм. Он , как показывает практика, характерен для всех стран развитой рыночной экономики. Например, в США еще в 1953г принят закон, по которому правительству предписано оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство. На Украине этот принцип также находит свое отражение, но к сожалению не в том объеме как хотелось бы. Принята программа «О государственной поддержке малого предпринимательства на Украине» и образован Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Другой важнейший принцип связан с осуществлением программно-целевого подхода, в части поддержки предпринимательства на уровне регионов, областей, городов.

Еще один принцип государственного регулирования малого предпринимательства – дифференцированность поддержки: на государственном уровне следует поддерживать не любых предпринимателей, а действительных субъектов малого предпринимательства и лишь тех из них, которые участвуют в реализации государственных программ или функционируют в регионах с устойчивым бюджетным дефицитом.

Тесно связанный с предыдущим принцип – мотивационная направленность. На Украине, как ни где, нужен мощный стимулирующий механизм привлечения инвестиций в сферу не просто малого бизнеса, а именно малого предпринимательства, осуществляющего инновационное воспроизводство. Ясно, что господдержка должна носить селективно - стимулирующий характер.

Следующий принцип – обусловленной гарантированности и ответственности. Поддержка должна осуществляться на определенных условиях, юридически закрепляемых в договорах между государством и субъектами малого предпринимательства с взаимной ответственностью договаривающихся сторон. Государство и предприниматель обязаны выполнять определенный обязательства.

Очередной принцип -  учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей. Владельцы малых предприятий перестают быть предпринимателями, коль скоро прекращают организовывать инновационные процессы в сфере производства или обмена, прекращают заниматься рисковой деятельностью и получать предпринимательский доход; предпринимательство исключает рутинные методы хозяйствования, неконкурентное воспроизводство. Эти обстоятельства важно учитывать при отборе предпринимательских проектов для государственной поддержки.

Таким образом, необходим системный подход к формированию организационно-хозяйственного механизма малого предпринимательства.  Формируя этот механизм и определяя направления и инструменты государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства, следует комплексно учитывать все охарактеризованные выше принципы. 

К элементам системы государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства относятся: правовое обеспечение, финансовая поддержка, информационное обеспечение, технико-технологическая поддержка, подготовка и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров и работников, содействие внешнеэкономической деятельности предпринимателей.

Говоря о микроэкономическом аспекте предпринимательства, следует выделить концепцию внутри корпоративных отношений крупного предпринимательства как органической части его организационно-хозяйственного механизма. Сложность этой концепции состоит в том, что для разработки единого подхода в этом вопросе требуется анализ   и обобщение опыта развития новых форм организации внутрихозяйственных отношений, но отечественная практика этого дать не может. Поэтому в этой проблеме надо ориентироваться на зарубежный опыт. Последний исходит из того, что корпорация – это сложная целостная хозяйственная система со своей целью и обусловленными ею задачами, реализация которых достигается путем налаживания рационального взаимодействия всех корпоративных подразделений. Принципы организации внутри корпоративных отношений многочисленны, однако основными являются следующие:

·    задействование в отношениях структурных подразделений корпорации предпринимательских начал;

·    направленность этих отношений на инновационный тип воспроизводства.

Первый из указанных принципов представляет собой требование того, что каждое подразделение корпорации превращалось в коллективного предпринимателя, а все ее сотрудники становились соучастниками предпринимательской деятельности.  Реализация этого принципа предполагает наделение всех корпоративных подразделений полномочиями хозяйствующих субъектов (придание им большей экономической свободы), создание внутри корпоративных рыночно -инфраструктурных формирований ( маркетинговой службы, инвестиционных, инновационных, информационных центров), должны развиваться специфические внутренние формы предпринимательства (дочерние акционерные общества).

Реализация второго принципа, а именно направленность корпорации на инновационное производство, во многом зависит от внешней для корпорации среды: общего уровня научно- технического и технологического процесса, состояния и тенденций рынка, экономической политики государства. И все же главными в этом плане являются внутри корпоративные факторы: технико-технологический, финансовый и кадровый потенциал фирмы, способность его акционеров, менеджеров, специалистов и персонала разрабатывать и реализовывать инновационные стратегии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.