Рефераты. Основы предпринимательства. Развитие предпринимательства на Украине

— изменение структуры капитала.

Характер целевых установок предприятия определяется со­стоянием экономики в целом, тенденциями развития конкрет­ной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производ­ственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответ­ствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов соб­ственников капитала. Главное место занимает борьба за удер­жание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли; на этой стадии единственной целью пред­приятия является выживание (сохранение жизнеспособности), •г. е. продолжение его операций в течение определенного пе­риода времени, зачастую не столько ради достижения опреде­ленного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков. Минимизация убытков является оборотной стороной конеч­ной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Будучи .ориентировано на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Пред­принимательский риск, собственно, и определяется как веро­ятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с про­гнозируемой величиной, так и возникновение убытков. Процветающее предприятие — это пред­приятие, получающее устойчивую при­быль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в меж­дународной теории и практике бизнеса концепции, через со­здание системы ценностей для трех общественных групп: вла­дельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продук­ции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собст­венных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики за­интересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

Создание ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного при­знания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и в конечном счете увеличивать прибыль.

 Основной рабочий инструмент в реализации целевой фун­кции предприятия — это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (ус­луг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу ко­торых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (конкурентоспособные цены), либо с такими качественными характеристиками, ко­торые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта);

либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют по­требности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис.1 ).

 












Рисунок 1. Фомирование конкурентного преимущества предприятия


Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответ­ственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.

После того как конкурентная рыночная стратегия опреде­лена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

 Первый этап планирования — анализ внешней среды, т.е.  экономической и политической ситуации в стране (экономи­ческая политика государства, политическая стабильность, куль-турые особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, меж­дународные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернатив­ные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчи­вость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

Второй этап планирования — оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возмож­ностями самого предприятия, выработать обоснование произ­водственной программы и поведения на рынке, а также обес­печить принятие грамотных управленческих решений.

Третий этап – выбор вариантов развития предпрития.


2.2. Организационно-правовые формы предприятий.Преимущества и недостатки основных типов предприятий.


Инструментом предпринимательской деятельности яв­ляется прежде всего предприятие. С правовой точки зре­ния, под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

«Правовая форма» в отличие от самого предприятия как самостоятельной, имущестственно обособленной хозяйст­венной единицы -- это комплекс правовых норм, опреде­ляющих отношения участников предприятия со всем ок­ружающим миром. В правовой практике западных стран самого понятия «предприятие» не существует. Закон там имеет дело только с «товариществом» («компанией»), т. е. с объединением лиц, связанных одним из признанных видов договора. Таким образом, нельзя смешивать понятие предприятия с его правовой формой.

В мировой практике используются различные организа­ционно-правовые формы предприятий, которые определя­ются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйст­венном суде и третейском суде от своего имени.

По действующему украинскому законодательству, на се­годняшний день существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

— государственное предприятие;

— частное предприятие (индивидуальное);

— товарищество, в т. ч.

с полной ответственностью (полное товарищество);

со смешанной ответственностью (смешанное товарище­ство);

с ограниченной ответственностью (ограниченное това­рищество);

- акционерное общество, в т. ч.

- открытого типа;

-         закрытого типа.

Теперь более подробно остановимся на характеристике организационно-правовых форм предприятий.

Индивидуальное предприятие - предприятие, основанное на личной собственности физического лица и сугубо его труда;

Семейное предприятие - предприятие, основанное на собственности и труде членов одной семьи, проживающих вместе;

Частное предприятие - предприятие, основанное на собственности отдельногогражданина Украины, с правом найма рабочей силы;

Коллективное предприятие - предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, общественной и религиозной организации;

Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприя­тия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной са­мостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюд­жет.

Внешними источниками финансирования они обычно не пользуются, а субсидируются за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответст­вующими государственными органами и наряду с осталь­ным персоналом считаются государственными служащи­ми. К числу бюджетных предприятий обычно относятся службы связи, верфи, арсеналы и т. п.

Корпо­рация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где от­ветственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

Корпорация — общество, основанное на паях. Покупая цен­ные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) стано­вятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг воз­можно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рис­куют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций(облигаций).Кредиторы предъявляют иск к корпорации  в целом , но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности). 

Совместное предприятие - предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности). В числе учредителей совместного предприятия могут быть юридические лица и граждане Украины и других государств.

В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малых предприятий (МП). К МП относятся предприятия:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.