Рефераты. Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период

Французское правительство поддержа­ло американское вмешательство в граж­данскую войну в Корее и приняло активное участие в гонке вооружений. Военные расходы Четвертой республики от времени ее вступления в НАТО до 1957 г. возросли более чем в три раза. На французской территории разместились штаб-квартира и военные базы НАТО, появились амери­канские военно-воздушные, а затем и ра­кетные войска. «Атлантизм», участие в «холодной войне» стали глав­ным направлением внешней политики Четвертой республики. Европейская поли­тика Франции после ее присоединения к англо-американскому блоку также изме­нилась. Видя в Западной Германии союз­ника против СССР, Франция, вопреки своим прежним требованиям, отказалась от получения немецких репараций и согла­силась на участие Западной Германии в плане Маршалла. Французское правите­льство поддержало англо-американские планы раскола Германии и создания ФРГ. Оно приняло активное участие в разработ­ке проектов интеграции Западной Европы с участием ФРГ. В 1950 г. в соответ­ствии с планом Шумана Франция вошла в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. она подписала Римский договор, учредивший Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»).

Французские коммунисты резко критиковали план Маршалла и Североат­лантический пакт, выступали против евро­пейской интеграции и перевооружения Западной Германии, боролись за дружбу с Советским Союзом.

Несмотря на это, французское правительство вскоре под­писало Парижские соглашения 1954 г., предусматривавшие создание Западноев­ропейского союза, вооружение ФРГ и ее вступление в Североатлантический блок. Советский Союз, неоднократно предупреж­давший французское правительство, что подписание Парижских соглашений несов­местимо с франко-советским Договором о союзе и взаимопомощи, 7 мая 1955 г. аннулировал этот договор.

Колониальная политика Временного правительства предусматривала ряд усту­пок местному населению с целью сохране­ния колониальной империи. Оно обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным постам и дать ему представительство во француз­ском парламенте.

С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное соб­рание закончился Временный режим. На­чался период Четвертой республики, про­должавшийся 12 лет – с 1946 по 1958 г.


Социально-экономическое развитие Франции в годы Четвертой республики

Экономическое положение Франции в пер­вые годы Четвертой республики было труд­ным, происходили частые смены правительств. В 1947 г. правительство приняло первый в истории Франции общий государствен­ный план модернизации и реконструкции промышленности (план Монне). В 1948 г. промышленно­е производства было восстановлено, в 1950 г. был превзойден довоенный уровень сельского хозяйства. При этом было заметно активное вмешательство государства в экономику.

В 50-е гг. эконо­мическое развитие ускорилось, хотя было неравномерным. Ликвидация последствий войны, научно-технический прогресс, круп­ные государственные капиталовложения, заказы и кредиты способствовали повыше­нию темпов развития экономики. В 1957 г. объем французского промышленного производства в два с лишним раза превысил довоенный. По темпам роста Франция обо­гнала Великобританию и США, но отставала от Италии и ФРГ. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: электронная, химическая, самолетострое­ние, автомобилестроение. Старые отрас­ли – угольная, текстильная, кожевен­ная – развивались медленнее. В сельском хозяйстве значительно увеличилось коли­чество тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин. Большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано.

Главными особенностями послевоен­ного французского государственно-моно­полистического капитализма являлись крупный государственный сектор и широ­кое применение программирования эконо­мики. К 1957 г. в собственности государ­ства находилось 36% всего национального имущества. Через государственный бюд­жет и государственные финансовые учреж­дения перераспределялось около 50% на­ционального дохода. Государство управ­ляло основными банками и значительной частью энергетики и транспорта, в нор­мальном функционировании которых бы­ли заинтересованы все частные предприя­тия. Го­сударственные планы экономического (а затем и социального) развития стали пос­тоянным элементом французской эконо­мики.

Как правило, плановые задания разра­батывались при участии и в интересах мо­нополий. Получив в результате национа­лизации банков огромные финансовые ре­сурсы, снабжая монополии за счет госу­дарственного сектора углем, электроэнер­гией, газом, транспортом по низким тари­фам, государство способствовало концент­рации производства и техническому пере­оснащению крупных предприятий.

За годы Четвертой республики число занятых в сельском хозяйстве сократилось почти на 10% по сравнению с довоенным уровнем. Количество занятых в промыш­ленности возросло почти на 8%, работни­ков системы обслуживания, транспорта, связи – на 2%. По переписи 1954 г. более 37% активного населения было занято в промышленности, свыше 35% – в сфере обслуживания и около 28% – в сельском хозяйстве. Процесс индустриализации и урбанизации Франции ускорился, хотя и отставал от хода этого процесса в таких странах, как США, Япония или ФРГ.

Колониальная политика Четвертой рес­публики была направлена на сохранение колониальной империи силой оружия. В те­чение 8 лет – с 1946 по 1954 г.– Франция вела колониальную войну в Индокитае. В 1954 г. Франция подписала Женевские конвенции, признало независимость колоний в Индокитае и провозгласило «внутреннюю автономию» Туниса. В то же время, Франция отка­залась предоставить независимость Ма­рокко, начала колониальную войну в Алжире и агрессию против Египта.


Пятая республика. Дальнейшее экономическое и социальное развитие Франции

В декабре 1958 г. генерал де Голль был избран пре­зидентом Франции. Заняв этот пост, де Голль сосредоточил в своих руках ос­новные рычаги управления и установил режим «личной власти». Решения по всем важнейшим вопросам принимал пре­зидент, порой даже не обсуждая их в совете министров. Он также лично руко­водил военной и внешней политикой, а также политикой в Алжире, которая была самой острой проблемой, стояв­шей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности. Овладев властью при поддерж­ке ультраколониалистов, де Голль, тем не менее, не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимос­ти бывшим французским колониям. С 1 ок­тября 1958 г. независимым государством стала Гвинея, а вскоре добились независи­мости и другие французские владения в Африке. В 1958 г. армия в Алжире выходит из повиновения в связи с формированием правительства Пфлимена, сторонника независимости Алжира, вследствие чего президенту де Голлю предоставили чрезвычайные и конституционные полномочия. В 1960 г. провозгласили свою не­зависимость 14 бывших французских ко­лоний в Западной и Экваториальной Аф­рике, а в 1962 г. после проведения референдума была окончательно прекращена война в Алжире. Французская колониальная импе­рия почти полностью распалась.

Освободившись от груза войны в Алжи­ре, правительство Ж. Помпиду стало проводить активную внешнюю поли­тику, суть которой состояла в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитической ориен­тации. Создав собственное ракетно-ядерное оружие, Франция объявила, что будет го­товиться к обороне «по всем азимутам» (т. е. против любого теоретически мысли­мого противника). Стремясь покончить с зависимостью Франции от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция, сохра­няя свое членство в Североатлантическом пакте, выходит из его интегрированной военной организации. Американские воен­ные базы, находившиеся на территории Франции, были ликвидированы, а штаб-квартире НАТО пришлось переместиться из Франции в Бельгию.

Президент де Голль осудил американ­скую интервенцию во Вьетнаме и других странах Юго-Восточной Азии, высказался за разрядку международной напряженнос­ти и развитие международного сотрудни­чества.

Значительно улучшились отношения Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом, были заключены соглашения о научном сотруд­ничестве, в том числе в области мирного использования атомной энергии. В 1966 г. была  при­нята совместная декларация, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разряд­ки» между Востоком и Западом.

Существенно изменилась европейская политика Франции. Осудив планы военно-политической «интеграции Европы», де Голль противопоставил им идею «Европы государств», т. е. межгосударственного союза, в котором все его члены полностью сохраняли бы свой национальный сувере­нитет. Французское правительство высту­пило против принятия Англии в «Общий рынок», считая, что английское правитель­ство слишком тесно связано с США и мо­жет стать проводником американского вли­яния в Европе.

Большое значение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ. В 1963 г. Франция и ФРГ под­писали договор о сотрудничестве в области внешней политики, обороны, просвещения и воспитания молодежи. Они решили ре­гулярно консультироваться друг с другом.

К отрицательным аспектам внешней по­литики Пятой республики относилось ее участие в гонке вооружений. До 1974 г. Франция не присоединялась к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и не участвовала в перего­ворах о разоружении, начатых в Орга­низации Объединенных Наций.

Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции развива­лась быстрыми темпами. За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства увеличился более чем на 60%. Под влиянием научно-технической революции были реконструи­рованы многие важные отрасли промыш­ленности, в том числе металлообрабаты­вающая, химическая, нефтяная, авиацион­ная, автомобильная; возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск авто­мобилей возрос более чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потре­бление нефти увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза.

Правительство регулярно разрабаты­вало планы экономического и социального развития, охватывавшие основные направ­ления финансово-экономической, техничес­кой и социальной политики государства[3]. Стремясь к повышению конкурентоспособ­ности французской промышленности, оно предоставляло огромные субсидии круп­нейшим монополиям, влияние которых еще более возросло. 25 гигантских финансовых групп фактически подчинили себе всю французскую экономику, на долю контро­лируемых ими предприятий приходилось более 60% всех капиталовложений. Тем не менее, степень концентрации промыш­ленности во Франции была меньше, чем в других высокоразвитых капиталистичес­ких странах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.