Французское правительство поддержало американское вмешательство в гражданскую войну в Корее и приняло активное участие в гонке вооружений. Военные расходы Четвертой республики от времени ее вступления в НАТО до 1957 г. возросли более чем в три раза. На французской территории разместились штаб-квартира и военные базы НАТО, появились американские военно-воздушные, а затем и ракетные войска. «Атлантизм», участие в «холодной войне» стали главным направлением внешней политики Четвертой республики. Европейская политика Франции после ее присоединения к англо-американскому блоку также изменилась. Видя в Западной Германии союзника против СССР, Франция, вопреки своим прежним требованиям, отказалась от получения немецких репараций и согласилась на участие Западной Германии в плане Маршалла. Французское правительство поддержало англо-американские планы раскола Германии и создания ФРГ. Оно приняло активное участие в разработке проектов интеграции Западной Европы с участием ФРГ. В 1950 г. в соответствии с планом Шумана Франция вошла в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. она подписала Римский договор, учредивший Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»).
Французские коммунисты резко критиковали план Маршалла и Североатлантический пакт, выступали против европейской интеграции и перевооружения Западной Германии, боролись за дружбу с Советским Союзом.
Несмотря на это, французское правительство вскоре подписало Парижские соглашения 1954 г., предусматривавшие создание Западноевропейского союза, вооружение ФРГ и ее вступление в Североатлантический блок. Советский Союз, неоднократно предупреждавший французское правительство, что подписание Парижских соглашений несовместимо с франко-советским Договором о союзе и взаимопомощи, 7 мая 1955 г. аннулировал этот договор.
Колониальная политика Временного правительства предусматривала ряд уступок местному населению с целью сохранения колониальной империи. Оно обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным постам и дать ему представительство во французском парламенте.
С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное собрание закончился Временный режим. Начался период Четвертой республики, продолжавшийся 12 лет – с 1946 по 1958 г.
Экономическое положение Франции в первые годы Четвертой республики было трудным, происходили частые смены правительств. В 1947 г. правительство приняло первый в истории Франции общий государственный план модернизации и реконструкции промышленности (план Монне). В 1948 г. промышленное производства было восстановлено, в 1950 г. был превзойден довоенный уровень сельского хозяйства. При этом было заметно активное вмешательство государства в экономику.
В 50-е гг. экономическое развитие ускорилось, хотя было неравномерным. Ликвидация последствий войны, научно-технический прогресс, крупные государственные капиталовложения, заказы и кредиты способствовали повышению темпов развития экономики. В 1957 г. объем французского промышленного производства в два с лишним раза превысил довоенный. По темпам роста Франция обогнала Великобританию и США, но отставала от Италии и ФРГ. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: электронная, химическая, самолетостроение, автомобилестроение. Старые отрасли – угольная, текстильная, кожевенная – развивались медленнее. В сельском хозяйстве значительно увеличилось количество тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин. Большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано.
Главными особенностями послевоенного французского государственно-монополистического капитализма являлись крупный государственный сектор и широкое применение программирования экономики. К 1957 г. в собственности государства находилось 36% всего национального имущества. Через государственный бюджет и государственные финансовые учреждения перераспределялось около 50% национального дохода. Государство управляло основными банками и значительной частью энергетики и транспорта, в нормальном функционировании которых были заинтересованы все частные предприятия. Государственные планы экономического (а затем и социального) развития стали постоянным элементом французской экономики.
Как правило, плановые задания разрабатывались при участии и в интересах монополий. Получив в результате национализации банков огромные финансовые ресурсы, снабжая монополии за счет государственного сектора углем, электроэнергией, газом, транспортом по низким тарифам, государство способствовало концентрации производства и техническому переоснащению крупных предприятий.
За годы Четвертой республики число занятых в сельском хозяйстве сократилось почти на 10% по сравнению с довоенным уровнем. Количество занятых в промышленности возросло почти на 8%, работников системы обслуживания, транспорта, связи – на 2%. По переписи 1954 г. более 37% активного населения было занято в промышленности, свыше 35% – в сфере обслуживания и около 28% – в сельском хозяйстве. Процесс индустриализации и урбанизации Франции ускорился, хотя и отставал от хода этого процесса в таких странах, как США, Япония или ФРГ.
Колониальная политика Четвертой республики была направлена на сохранение колониальной империи силой оружия. В течение 8 лет – с 1946 по 1954 г.– Франция вела колониальную войну в Индокитае. В 1954 г. Франция подписала Женевские конвенции, признало независимость колоний в Индокитае и провозгласило «внутреннюю автономию» Туниса. В то же время, Франция отказалась предоставить независимость Марокко, начала колониальную войну в Алжире и агрессию против Египта.
В декабре 1958 г. генерал де Голль был избран президентом Франции. Заняв этот пост, де Голль сосредоточил в своих руках основные рычаги управления и установил режим «личной власти». Решения по всем важнейшим вопросам принимал президент, порой даже не обсуждая их в совете министров. Он также лично руководил военной и внешней политикой, а также политикой в Алжире, которая была самой острой проблемой, стоявшей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности. Овладев властью при поддержке ультраколониалистов, де Голль, тем не менее, не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимости бывшим французским колониям. С 1 октября 1958 г. независимым государством стала Гвинея, а вскоре добились независимости и другие французские владения в Африке. В 1958 г. армия в Алжире выходит из повиновения в связи с формированием правительства Пфлимена, сторонника независимости Алжира, вследствие чего президенту де Голлю предоставили чрезвычайные и конституционные полномочия. В 1960 г. провозгласили свою независимость 14 бывших французских колоний в Западной и Экваториальной Африке, а в 1962 г. после проведения референдума была окончательно прекращена война в Алжире. Французская колониальная империя почти полностью распалась.
Освободившись от груза войны в Алжире, правительство Ж. Помпиду стало проводить активную внешнюю политику, суть которой состояла в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитической ориентации. Создав собственное ракетно-ядерное оружие, Франция объявила, что будет готовиться к обороне «по всем азимутам» (т. е. против любого теоретически мыслимого противника). Стремясь покончить с зависимостью Франции от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция, сохраняя свое членство в Североатлантическом пакте, выходит из его интегрированной военной организации. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции, были ликвидированы, а штаб-квартире НАТО пришлось переместиться из Франции в Бельгию.
Президент де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме и других странах Юго-Восточной Азии, высказался за разрядку международной напряженности и развитие международного сотрудничества.
Значительно улучшились отношения Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом, были заключены соглашения о научном сотрудничестве, в том числе в области мирного использования атомной энергии. В 1966 г. была принята совместная декларация, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разрядки» между Востоком и Западом.
Существенно изменилась европейская политика Франции. Осудив планы военно-политической «интеграции Европы», де Голль противопоставил им идею «Европы государств», т. е. межгосударственного союза, в котором все его члены полностью сохраняли бы свой национальный суверенитет. Французское правительство выступило против принятия Англии в «Общий рынок», считая, что английское правительство слишком тесно связано с США и может стать проводником американского влияния в Европе.
Большое значение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ. В 1963 г. Франция и ФРГ подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики, обороны, просвещения и воспитания молодежи. Они решили регулярно консультироваться друг с другом.
К отрицательным аспектам внешней политики Пятой республики относилось ее участие в гонке вооружений. До 1974 г. Франция не присоединялась к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и не участвовала в переговорах о разоружении, начатых в Организации Объединенных Наций.
Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции развивалась быстрыми темпами. За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства увеличился более чем на 60%. Под влиянием научно-технической революции были реконструированы многие важные отрасли промышленности, в том числе металлообрабатывающая, химическая, нефтяная, авиационная, автомобильная; возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск автомобилей возрос более чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потребление нефти увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза.
Правительство регулярно разрабатывало планы экономического и социального развития, охватывавшие основные направления финансово-экономической, технической и социальной политики государства[3]. Стремясь к повышению конкурентоспособности французской промышленности, оно предоставляло огромные субсидии крупнейшим монополиям, влияние которых еще более возросло. 25 гигантских финансовых групп фактически подчинили себе всю французскую экономику, на долю контролируемых ими предприятий приходилось более 60% всех капиталовложений. Тем не менее, степень концентрации промышленности во Франции была меньше, чем в других высокоразвитых капиталистических странах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17