Рефераты. Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период

Международная конкуренция заставляет немецких производителей усиливать концентрацию производства для более эффективного использования производственных мощностей и дальнейшего повышения производительности. Уже сегодня 60% стали, производимой в Европе, изготавливается 5 основными концернами. Такая структурная организация позволяет европейцам конкурировать с Китаем, США, Японией, Южной Кореей. Логика развития отрасли позволяет сделать вывод, что дальнейшее усиление позиций немецких производителей на мировых рынках возможно за счет стратегических альянсов и слияния корпораций.

Машиностроение

Германия – главный производитель продукции машиностроения и ведущий экспортер машин и оборудования среди стран ЕС. Во многих секторах машиностроения ФРГ является несомненным технологическим лидером, специализируясь на высококачественных товарах. Преимуществом немецких товаров является их безупречная репутация по всему миру, что стимулирует экспорт в Великобританию и США, поддерживает внутренний спрос. Также, динамичное развитие экспорта немецкого машиностроения обусловлено, прежде всего, насыщенностью внутреннего рынка.

Очевидно, что рост инвестиций в зону ЕВС будет способствовать увеличению спроса на немецкие машины и оборудование. Уровень же экспорта в страны, находящиеся за пределами зоны евро, должен предполагать наличие конкурентоспособных цен, чего в результате повышения курса евро по отношению к доллару в последнее время не наблюдается.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Германии, наряду с автомобилестроением, является ведущим экспортером. Основой экспорта являются фармацевтика, органическая химия и пластмассы. Усиление экономической интеграции позволяет странам ЕС оставаться главными покупателями и основными поставщиками сырья (2/3 импорта) немецкой химической промышленности. Поставки в США, рынок которых приобретает все большее значение для немецких производителей медицинских препаратов, также возросли и сейчас составляют около 20% всего экспорта фармацевтической продукции Германии.

Пищевая промышленность

По объемам продаж пищевая промышленность Германии является четвертой отраслью экономики страны. В ней заняты около 4 млн. человек, формируется около 15% всей совокупной стоимости продукции, произведенной в Германии.

Немецкий рынок продуктов питания предельно насыщен и строго сегментирован: десять ведущих розничных торговцев продуктами питания в настоящее время охватывают более 80% рынка. Основной способ конкурентной борьбы на рынке – ценовая политика. Развитие отрасли возможно за счет внедрения инновационных товаров, завоевания новых рыночных ниш и увеличения объемов экспорта.

Доля экспорта в пищевой промышленности составляет менее 16%. Развитие экспорта отрасли чрезвычайно важно, так как демографические процессы в самой Германии способствуют сокращению спроса на продукты питания. По прогнозам немецких демографов к 2020 г. население Германии составит только 79 млн. человек. Структура семейного бюджета населения подвергнется изменениям в сторону еще большего сокращения доли, расходуемой на потребление продуктов питания.

Основные внешнеэкономические партнеры Германии на рынке продуктов питания – страны ЕС, на которые приходится около 70% внешнеторгового оборота отрасли. Основная причина этого - похожие потребительские привычки и близость европейских стран. Франция, Италия, Нидерланды - главные потребители немецкой продукции. Однако чрезвычайная насыщенность рынка ЕС позволяет нам сделать вывод о том, что в среднесрочный и долгосрочный периоды экспортные акценты будут смещены в пользу Центральной и Восточной Европы. В связи с этим данные регионы приобретают все большее значение для немецких производителей продуктов (табл. 9.1.).

Текстильная и швейная промышленность

Ситуация в данной отрасли ярко выявляет современные тенденции глобализации в мировой экономике. Большинство работ немецкой текстильной и швейной промышленности практически осуществляется в других странах, переносится в страны с меньшей стоимостью труда, с последующим импортом готовой продукции. Всего 20% одежды, проданной в Германии, произведены на ее территории.

Наличие квалифицированной рабочей силы, хорошей инфраструктуры вкупе с низкой заработной платой и географической близостью к западноевропейскому рынку – факторы, способствующие вынесению большей части производства в страны Центральной и Восточной Европы, что ведет к потере рабочих мест в самой Германии.

Основные рынки продаж немецкого текстиля и одежды находятся в Западной Европе.

 

Сельское хозяйство

Развитие сельского хозяйства ФРГ в послевоенный период характеризуется переходом к индустриальным методам производства, широким внедрением достижений НТП в сельскохозяйственную практику, повышением интенсивности, концентрацией производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса.

Как и в других развитых странах, доли этого сектора в ВВП и экспорте ФРГ невелики, примерно 1,3% и 5% соответственно (табл. 5.1., 6.1. и 10.1.). Однако отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. Несмотря на снижение занятости в сельском хозяйстве (с 20% от общего числа занятых в 1950 г. до 3,2% в настоящее время) и сокращение обрабатываемых площадей, стабильный прирост производства способствовал повышению самообеспеченности экономики продукцией аграрного сектора. В отраслевой структуре сельского хозяйства животноводство преобладает над растениеводством. Однако собственных потребностей населения отрасль не удовлетворяет, поэтому Германия, наряду с Японией, является самым  большим в мире импортером сельскохозяйственной продукции.

Индустриализация аграрного производства особенно интенсивно проводилась в 50-60-е гг., она была подготовлена активной инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в весьма капиталоемкую отрасль экономики. Сельское хозяйство ФРГ отличается высокой насыщенностью техникой. По уровню механизации отрасли страна занимает первое место среди промышленно развитых стран.

С начала 80-х гг. в сельском хозяйстве Германии усилилось действие интенсивных факторов, что отражало общую тенденцию перехода экономики к ресурсосберегающему направлению технического прогресса:

§     Снизились закупки фермерами тракторов и зерноуборочных машин при одновременном увеличении их средней мощности.

§     Возросло применение универсальных агрегатов.

§     Все чаще сельскохозяйственные машины оборудуются микропроцессорной техникой.

§     Высокими темпами растет применение удобрений, стимуляторов роста, химических средств защиты растений, позволяющих получать высокие урожаи независимо от погодных условий. Спрос на них поддерживается благодаря введению в фермерскую практику более эффективных средств, позволяющих снизить дозы их внесения на 1 га пахотной земли и, что очень ценится в ФРГ, наносящих меньший ущерб природе и человеку.

§     Одновременно быстро развиваются биологические способы защиты растений, растет применение органических удобрений, используются достижения генной инженерии в растениеводстве и животноводстве.

Все это позволяет в целом достичь высокой эффективности сельского хозяйства и снизить техногенную нагрузку на окружающую среду.

Для сельского хозяйства ФРГ характерен процесс концентрации производства и капитала:

§     Уменьшается общее число фермерских хозяйств, преимущественно за счет вытеснения мелких производителей;

§     Укрупняется средний размер капитала, необходимый для организации хозяйства.

Тем не менее, уровень доходности крестьянского хозяйства в ФРГ все еще существенно ниже, чем в других странах-партнерах по ЕС, за исключением Греции, Испании, Португалии.

Концентрация производства в сельском хозяйстве идет рука об руку с развитием так называемой вертикальной интеграции аграрного производства с несельскохозяйственными сферами в рамках агропромышленного комплекса. Вертикальная интеграция объединяет в один комплекс аграрное производство, отрасли, поставляющие средства производства для сельского хозяйства,  также транспорт, переработку сельскохозяйственной продукции, торговлю, общественное питание, кредитные учреждения, органы регулирования сельского хозяйства.


Сфера услуг

Несмотря на сохраняющуюся «сверхиндустриализацию», экономике ФРГ свойственно снижение в структуре ВВП и занятости населения доли материального производства и рост доли отраслей сферы услуг: на эту сферу приходится сейчас около 2/3 ВВП (табл. 5.1. и 6.1.). Это связано, в частности, с научно-техническим прогрессом в материальном производстве (возрастает значение так называемых производственных услуг), ростом производительности труда в материальном производстве, возрастанием благосостояния и изменением структуры потребления населения, увеличением свободного времени и другими причинами, характерными для всех развитых стран. В то же время, для Германии свойственна, как уже отмечалось, выраженная социальная направленность государственной экономической политики, активность государства в сфере образования, охраны окружающей среды, медицинском обслуживании, жилищном строительстве, социальном обеспечении, что также способствует росту значения сферы услуг в национальном хозяйстве. В настоящее время в разнообразных отраслях сферы услуг ФРГ занято около 53% населения, при этом наибольший удельный вес приходится на торговлю и транспорт (19%). Сфера государственного управления занимает около 15%.


Внешнеэкономические связи и место ФРГ в мировом хозяйстве

Уже в 50-е гг. ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся там конъюнктуру, особенно быстрорастущий спрос на машиностроительную продукцию, и эффективно включиться в мировое разделение труда.

Сегодня Германию уже по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики (табл.2 и 4.1.). По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку» (граф.1.1.). ФРГ мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Германия является одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала (табл.3.1. и 8.1., граф. 4.1.), выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском  континенте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.