Рефераты. Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период

По качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталооснащенность и наукоемкость производства и др.) страна также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве.

В экономической стратегии правительства ФРГ развитию внешнеэкономических связей отведена ключевая роль с учетом высокой зависимости состояния экономики от результатов ее участия в мирохозяйственных связях. Основой внешнеэкономической политики ФРГ является развитие экономических связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юго-африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место, являясь локомотивом западноевропейской интеграции.

Внешняя торговля – одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. В послевоенный период происходил постоянный рост доли экспорта  в ВВП. Лишь в середине 90-х гг. доля экспорта в ВВП немного снизилась вследствие объединения Германии и реформирования экономики новых федеральных земель, потери рынков сбыта продукции Восточной Германии в Восточной Европе и бывшем СССР, недостаточной конкурентоспособности восточногерманских товаров, неблагоприятной конъюнктуры в западных странах (табл. 3.1. и 4.1.).

Для внешней торговли ФРГ характерны высокие темпы роста и положительное сальдо внешнеторгового баланса при одновременном сохранении пассива по текущим операциям и значительного дефицита в балансе торговли услугами (табл. 8.1., граф. 5.1.).

Товарная структура внешней торговли ФРГ характеризуется высоким удельным весом готовой промышленной продукции (табл. 10.1.). Структура германского экспорта сложилась уже в 60-х гг. и оставалась с того времени относительно стабильной. Ведущие позиции в экспорте занимают инвестиционные промышленные товары, главным образом, машины и оборудование, промышленное сырье и полуфабрикаты, товары широкого потребления.

В последние годы ФРГ утратила в ряде отраслей промышленности свои ведущие позиции в качестве одного из крупных мировых экспортеров. В 1990 г. Германия была крупнейшим мировым поставщиком по четырем товарным группам (автомобили, машины, химическая продукция, текстильные товары), в 1996 г. она сохранила лидерство лишь по двум – химическая продукция (14,2% мирового экспорта) и автомобили (18,5%). По экспорту машин и текстиля ФРГ опустилась на второе место. По экспорту наиболее перспективных технологических товаров (компьютеров, информационных систем и средств связи) ФРГ опустилась с третьего места (в 1990 г.) на девятое в (1996 г.), а ее доля на этом рынке уменьшилась с 7,5 до 4,9%. ФРГ занимает четвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственных товаров  и продуктов питания (после США, Франции и Нидерландов).

Высокая конкурентоспособность германской промышленности на мировых рынках обеспечивается, как уже подчеркивалось ранее, за счет преимуществ в ее неценовых параметрах, в частности, преимуществ в качестве и техническом уровне продукции, отличном сервисе, сроках поставок, которые честно соблюдаются и др.

В общем объеме импорта ФРГ основная доля приходится на готовые промышленные изделия и полуфабрикаты, сырье (табл. 10.1.); в частности, на автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье, текстиль, одежду. В основном за счет импорта обеспечивается удовлетворение потребностей Германии в первичных энергоносителях. Также ФРГ является импортером товаров высоких технологий.

Ведущие позиции во внешней торговле ФРГ занимают промышленно развитые страны (75%), и в первую очередь страны ЕС (табл. 9.1.), среди которых крупнейшим торговым партнером является Франция (свыше 10%). На долю США приходится 8-9%,  Японии – 3-4%. Доля развивающихся стран составляет около 15%.

Как уже говорилось, ФРГ является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала (табл.3.1. и 8.1., граф. 4.1.). Доля прямых капиталовложений немецких фирм за рубежом в общем объеме зарубежных инвестиций в последние годы составляет от 25 до 35%, тогда как аналогичный показатель для иностранных капиталовложений в экономику ФРГ не превышает 5%. Слабая заинтересованность иностранных инвесторов объясняется, в частности, самыми высокими в мире издержками на оплату труда в ФРГ, высокими налогами и высоким уровнем требований к охране окружающей среды. Вместе с тем экономическая и политическая стабильность в ФРГ, правовая защищенность экономических субъектов, устойчивая валютно-финансовая система, емкий внутренний рынок, наличие передовых технологий и высококвалифицированной рабочей силы делают страну привлекательной для притока иностранного капитала.

Крупнейшими партнерами ФРГ в Европе по инвестиционному обмену являются страны-члены Европейского Союза (в первую очередь, Франция и Великобритания), доля которых в общих капиталовложениях ФРГ за рубежом в 1997 г. составила около 52%, а в прямых инвестициях - около 35,6%.

В объемах капиталовложений из-за рубежа в экономику ФРГ на эти страны приходилось 70,6% общих капиталовложений и 60% прямых инвестиций.

Крупнейшим инвестиционным партнером ФРГ традиционно остаются США, куда за последние лет германскими компаниями было инвестировано, по оценкам, более 300 млрд. долларов. Причины такого резкого скачка в масштабах потока германских вложений в США – это длительный подъем в экономике США (возросший внутренний спрос) и приобретение немецким концернами в полную или частную собственность (с контролирующим пакетом акций) крупных американских компаний.

В последние годы увеличивался объем инвестиций в экономику стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Наиболее значительные инвестиции немецкими фирмами и банками осуществляются в экономику Венгрии, Чехии и Польши.


2.      Особенности экономического развития Франции в послевоенный период


Временный режим. Начало периода «Голлизма»

В ходе освобожде­ния Франции от фашистских оккупантов летом 1944 г. в результате совместных действий сил Сопротивления и англо-американских войск, власть перешла к возглавляе­мому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки Сопротивления, включая коммунистов. Во Франции устано­вился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики.

Война и фашистская оккупация нанесли тяжелый ущерб французской экономике. В 1944 г. объем ее промышленного произ­водства упал до 38%, а сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране ощущался острый недо­статок топлива, сырья, продовольствия. Цены почти в 6 раз превышали довоенный уровень. Еще более усугубляло положение то, что во французской колониальной империи быстро росло национально-осво­бодительное движение.

Исключительным авторитетом пользо­вался глава Временного правительства, основатель «Свободной Франции» гене­рал Шарль де Голль. Де Голль надеялся вер­нуть Франции ее величие при помощи силь­ного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внеш­ней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализа­цию промышленности и банков, государст­венный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования.

Распространение влияния голлистов показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от тради­ционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые пре­дусматривали государственное регулиро­вание экономики и проведение социальных реформ.

В 1944-1946 гг. были проведены социально-экономические реформы: национализация ряда отраслей промышленности, транспорта, шахт, газо- и электроснабжения: введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска. В начале 1946 г. был создан Государственный комиссариат по планированию, который занялся разра­боткой плана оснащения и модернизации французской промышленности.

Коммунисты считали, что проведенные правительством реформы должны стать началом более глубоких общественных преобразований. Напротив, буржуазные деятели видели в них средство для предотвращения революционных взрывов, а также для повышения эффективно­сти экономики. Сохранив власть, буржуа­зия использовала национализацию в своих интересах. Как и в других капиталистиче­ских странах, национализация во Франции охватила лишь часть отраслей промышлен­ности. Управление национализированными предприятиями находилось в руках бур­жуазного государства.

По существу, национализация означа­ла переход некоторых предприятий и бан­ков из частной в государственно-капитали­стическую собственность, т. е. шаг в разви­тии государственно-монополитического ка­питализма.

Проведенные правительством социаль­ные реформы не удовлетворяли трудящих­ся, недовольных своим материальным по­ложением и добивавшихся более глубоких общественных преобразований. В обстановке обострения международной напряжен­ности и «холодной войны» не без поддержки правящих кругов США, раз­вернулась широкая антисоветская и анти­коммунистическая кампания.

В 1947 г. во Франции, как и в некоторых других западноевро­пейских странах, произошел поворот вправо, коммунистов начали изгонять из государ­ственного аппарата и армии. В ноябре 1947 г. началась всеобщая стачка, в которой приняли учас­тие около 3 млн. человек. Частично была прервана подача электроэнергии, прекратилось поступление топлива, остановились поезда. Нередко бастующие рабочие зани­мали шахты и заводы, вступали в столкно­вения с полицией и войсками. Хотя основ­ным требованием бастующих было повы­шение заработной платы, буржуазная пе­чать запугивала население угрозой «пов­станческой забастовки», гражданской вой­ны и «коммунистической диктатуры». Пра­вительство мобилизовало резервистов и направило против бастующих войска. В результате стачка закон­чилась лишь частичным удовлетворением требований трудящихся.

В области внешней политики Временное правительство высказывалось за укрепле­ние связей со всеми участниками антигит­леровской коалиции. 10 декабря 1944 г. оно заключило с СССР Договор о союзе и взаимной помощи – первый договор ос­вобожденной Франции с нашей страной. В то же время Франция поддерживала тесные связи с Англией и США. После устранения коммунистов из правительства Франция полностью присое­динилась к англо-американскому блоку. В 1947 г. Франция подписала Дюнкеркский договор о взаимопомощи с Англией, а в 1948 г. стала членом Западного союза. Она приняла американскую помощь по плану Маршалла, в 1949 г. вступила в Ор­ганизацию Североатлантического догово­ра, а в 1954 г. – в СЕАТО.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.