Рефераты. Организация франчайзной системы в бизнесе

В практике американского франчайзинга такой род ответственности приня­то называть субститутивной ответствен­ностью. Жалобы, связанные с субститу­тивной ответственностью, часто осно­вываются на агентском праве. Другими словами, истец подает жалобу, имея в виду, что франчайзи является «аген­том" франчайзера. По этому закону сто­рона, представляемая «агентом", назы­вается «принципал". Основное положе­ние агентского права заключается в том, что принципал несет ответственность за деятельность и упущения своих агентов. Таким же образом, если франчайзи фак­тически является агентом своею франчайзера, то тот обязан нести ответствен­ность за ошибки и упущения франчайзи. Агентские отношения характеризуются тремя элементами:

·агент является субъектом, на кото­рого распространяется право контроля принципала;

·агент обязан действовать с выго­дой для принципала,

·агент уполномочен изменять офи­циальные отношения принципала.

Обычно 101 факт, является ли фран­чайзи агентом франчайзера или нет, оп­ределяется тем, имеет ли франчайзер право контролировать или он уже фак­тически  контролирует  деятельность франчайзи.

Как правило, там, где франшизное соглашение дает франчайзеру право на полный или частичный контроль над франчайзи, существуют агентские отно­шения и франчайзер может управлять «намерениями и делами» в достижении определенной цели. Франчайзер имеет юридический и вещественный интерес в защите «репутации своей системы», и этот интерес позволяет франчайзеру осуществлять определенный контроль над предприятием франчайзи.

Кроме жалоб, касающихся действи­тельного агентства, третья сторона мо­жет преследовать франчайзера в судеб­ном порядке, имея в виду то, что фран­чайзи является «кажущимся» агентом франчайзера.

Право действовать как агент, не явля­ясь им фактически, возникает там, где принципал словами либо действиями производит впечатление, что агент уполномочен действовать в определен­ных вопросах. Также это кажущееся об­ладание правами может быть отнесено к словам и делам кажущегося принципа­ла.

Хотя франчайзеры обычно успешно преодолевают дела о субститутивной ответственности, основанные на теории об агентстве, здесь могут быть случаи, когда франчайзер признается ответ­ственным за действия, произведенные во франчайзированных предприятиях, если эти действия производились с ведома франчайзера. Ответственность может возникнуть из необдуманно доброволь­ного взятия на себя ответственности.

Франчайзер должен быть очень пре­дусмотрительным не только при состав­лении своего соглашения о франшизе, но и при проведении франчайзинговой программы. Франчайзеры в большой мере заинтересованы в том, чтобы их франчайзи придерживались системы ра­боты, принятой во франчайзинге, и спо­собствовали поддержанию доброй сла­вы торговой марки франчайзера. Как бы то ни было, чрезмерный контроль может стать причиной роста ответствен­ности франчайзера за действия или не­брежность франчайзи. Таким образом, франчайзи должен прилагать усилия по созданию и сохранению такого уровня контроля, который позволит ему защи­тить свою франчайзинговую систему и торговую марку и в то же время не превратит его в ежедневное опекунство, которое приведет франчайзера к ответ­ственности за действия и небрежность своих франчайзи. Кроме того, франчай­зеры, которые берут на себя специаль­ные обязательства (типа распростране­ния мер безопасности), должны выпол­нять их так чтобы существовала уверен­ность, что сделано все возможное для обеспечения этих мер.

С целью недопущения ситуации, в ко­торой третья сторона считает франчай­зи агентом франчайзера или самим франчайзером, франчайзер должен предпри­нять шаги для разъяснения, что фран­чайзи и франчайзированный бизнес независмы друг от друга. Франчайзер может потребовать, чтобы франчайзи поставил свою подпись в де­ловых бумагах, подтверждая, что он владеет своим бизнесом и действует не­зависимо. Кроме того, франчайзер должен   создать   отдельные   уставы: один—для подразделении, находящихся во владении компании, и другой —для франчайзированного бизнеса. Кроме того, чтобы избежать возникновения отношений «кажущегося агент­ства», франчайзер должен включить в свое соглашение о франчайзинге поло­жение о том, что франчайзи независимо работает в соответствии с контрактом и не является агентом. Более того, во франчайзинговое соглашение могут быть включены аспекты, ответствен­ность за которые несет исключительно франчайзи. Например, франчайзи дол­жен отвечать за соответствие своей ра­боты действующему законодательству, указам и постановлениям.

Если франчайзер предлагает полное руководство по безопасности, то это ру­ководство должно состоять из рекомен­даций, а не из требований. Франчайзер должен разъяснить, что франчайзи от­ветственен за безопасность на своем предприятии. Франчайзер не должен пред­лагать своего участия в этих меропри­ятиях, он вообще должен исключить ме­ры предосторожности из своих периоди­ческих инспекций по контролю качества и даже не должен комментирован принятие или непринятие определенных мер. С другой стороны, если франчайзер хочет установить диктат и оказывать давление в соблюдении мер безопаснос­ти, то действовать в данном случае франчайзер должен более напористо и по следовательно.

Следует учитывать, что конкретное содержание франчайзингового договора может довольно существенно разли­чаться в зависимости от вида деятельности, являющегося предметом соглашения. С этой точки зрения обычно раз­личают два вида франчайзинга: товарный франчайзинг и деловой франчайзинг.

Товарный франчайзинг используется в сфере торговли. Он может применять­ся и в отношении товаров, изготовите­лем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным другими фирмами и продаваемым под торговой маркой франчайзера. Главное, что отличает товарный франчайзинг от обычной оптовой торговли,  привязанность франчайзи к товарному знаку и торговой марке франчайзера. Франчайзер, как правило, поставляет обусловленный соглашением товар для его продажи франчайзи, но главное это не сам по себе товар, а использование определенного ассортимента и определенной технологии торговли. Наиболее часто торговый франчайзинг применяется для сбыта то­варов, имеющих значимую торговую марку или требующих специфических торговых услуг до или после продажи. Характерными примерами таких товаров являются бензин, автомобили, велосипеды. алкогольные и безалкогольные напитки, мелкая розница.

Соглашение о торговом франчайзинге отличается от дилерских договоров подробным изложением требований с технологии торговли и условий использования этого  знака. Большое место в них занимают условия о предо­ставлении франчайзером деловых услуг: реклама, обучение, консультации.

Деловой франчайзинг отличается от торгового тем, что основным предме­том франшизного соглашения является передача технологии (ноу–хау) и лицен­зии на ее использование. Франчайзер в этом случае поставляет франчайзи то­вары или услуги для их реализации кли­ентам. Однако он может брать по до­говору на себя функции обеспечения франчайзи определенными материала­ми (оборудование, упаковка, деловые бланки и прочие аксессуары бизнеса). Но также, как и в товарном франчайзинге, в соглашениях подробно оговарива­ются обязательства франчайзера по рек­ламе, организации дела и обучению франчайзи.

Нужно отметить, что разграничение между товарным и деловым франчайзингами часто оказывается условным и в некоторых франчайзинговых систе­мах можно найти элементы и одного и другого видов. Франчайзинговое пра­во не содержит в этом отношении каких–либо ограничений и позволяет сторонам комбинировать условия со­глашения по их усмотрению с учетом особенностей их деятельности. Типич­ным примером таких «комбинирован­ных» соглашений являются распростра­ненные в США договоры о производ­стве безалкогольных напитков. В соответствии с таким договором  франчайзер поставляет секретный сироп и предоставляет эксклюзивное  право на изготовление из него напитка, ко­торый затем продается с торговой мар­кой франчайзера.

В России аналогичные договоры при­меняются в деятельности таких компаний как Кока-Кола, Пепси.

Успешная работа этой фирмы являет­ся подтверждением большой гибкости, свойственной отношениям по франчайзингу, и эффективности нестандартного подхода к определению содержания франшизных соглашений.



Франшизная плата как элемент сотрудничества 

Одним из основных условий, опреде­ляющих бизнес франчайзинга, является отчисление владельцу торговой марки. Почему люди готовы платить за пользование именем или торговой мар­кой? Только потому, что они хорошо известны клиентам и тем самым гаран­тируют устойчивый сбыт продукции или услуг, а также потому, что с известным названием приходит соответствующий имидж, к которому приобщается начи­нающий бизнесмен.

Франчайзи решает купить франчайзинг для того, чтобы получить преиму­щества от уже апробированной концеп­ции, существующей торговой марки. Именно за эти преимущества франчайзи и будет делиться частью прибыли.

В зарубежной практике не существует законов, которые требовали бы, чтобы франчайзинг предоставлялся какой–то определенной личности. У франчайзера есть лишь свобода выбора тех франчайзи, которые, по его мнению, будут наи­лучшим образом содействовать усиле­нию системы франчайзинга. Однако, на­пример, отказ предоставить франчай­зинг квалифицированному франчайзи в США будет нарушением действующе­го там антитрестовского законодатель­ства при условии, что отказ—группо­вой бойкот или сговор. В отличие от американского опыта в условиях рос­сийского складывающегося рынка от­сутствует специальное законодательст­во по франчайзингу, и ведение дел по этой системе должно согласовываться с действующим законодательством Рос­сийской Федерации по предпринима­тельству. И во многом бизнес будет вестись опыте бизнесменов, умеющих оценить ситуацию, людей, которые могут быть возможными парт­нерами, способными предвидеть различ­ные последствия принятых решений и подготовиться к ним. Остановимся здесь на главном экономическом вопро­се—размере платы за пользование фра­ншизой.

Чтобы решить этот вопрос, необходи­мо произвести вначале предваритель­ный финансовый анализ потенциально­го предприятия франчайзи. Этот анализ должен показать, что франчайзи будет иметь приемлемый доход на свои вло­жения после оплаты текущих расходов, долгов, выплат франчайзеру.

Анализ возможного потенциала успе­ха бизнеса на базе франчайзинга будет намного проще, если существует прото­тип аналогичной работы, дающей хоро­шие результаты. Если этого нет, то осу­ществляя анализ, придется делать ряд предположений.  Другими  словами, два–три года реального опыта работы прототипа в сто раз ценнее для проведе­ния анализа, чем десять страниц пред­положений о том, что может сделать франчайзи. Конечно, отсутствие прототипа не исключает анализа, но он стано­вится более трудным, а его результа­ты—менее надежными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.