Рефераты. Организация франчайзной системы в бизнесе

Таким образом, франчайзинг требует от обеих сторон (и от франчайзера и от франчайзи) серьезного отношения к де­лу. Каждый из них прежде чем начать совместное дело, должен произвести анализ и оценку всех факторов (товар, рынок, цены, издержки, конкуренты), взвесить свои возможности и разрабо­тать концепцию вхождения во франчайзинг.

Франчайзинг требует четкого юриди­ческого оформления взаимных отноше­ний франчайзера и франчайзи. Оно осу­ществляется посредством заключения франчайзингового соглашения.  Это важнейший документ, и не следует эко­номить ни времени, ни денег на юриди­ческую и экономическую проработку де­талей франчайзингового соглашения. Рублевая экономия на стадии подготов­ки соглашения может обернуться потом миллионными потерями.

Франчайзинг может стать успешным только при соблюдении принципов рав­ноправного сотрудничества и взаимной выгодности. Ни франчайзер, ни фран­чайзи не должны искать для себя одно­сторонних преимуществ. Это требова­ние не только деловой этики, но и эконо­мики. Всякая потеря у одной из сторон неизбежно приведет к потерям и у дру­гой стороны. На всех стадиях отноше­ний при подготовке договора, при его заключении и в процессе исполнения сторонам следует опираться на эконо­мические расчеты, соблюдать требова­ния закона и нормы деловой этики.



Содержание договора о франшизе

Важнейшим элементом системы франчайзинга является соглашение о франшизе. Именно оно определяет весь ха­рактер и технологию взаимоотношений франчайзера и франчайзи, поэтому, решая вопрос о вступлении в бизнес через франчайзинг, необходимо предельно четко представлять себе какую роль, сыграет конкретное содержание этого документа.

Законодательство ни в России, ни в других странах мира не выделяет соглашение о франшизе в качестве особого вида договоров, таких, как, напри­мер, договор купли–продажи, договор аренды, договор подряда и т. д. Юристы обычно рассматривают этот договор как гибридную форму, сочетающую в себе элементы лицензионного соглашения и дистрибьютерского договора.

Несомненно, в нем есть и то, и другое. В то же время содержание соглашения, как правило, существенно шире, поскольку отношения между франчайзером и франчайзи намного разнообразнее. Поэтому более точно суть этого договора выра­жается в понятии «договор о сотруд­ничестве".

Согласно действующему в России за­конодательству любой договор должен иметь обязательные условия:

·предмет договора;

·цена,

·сроки исполнения.

 Наряду с этими обязательствами для всякого договора условиями в соглаше­нии о франчайзинге предусматривается целый ряд дополнительных условий, ус­танавливающих и конкретизирующих формы сотрудничества франчайзера и франчайзи.

Включение или невключение в дого­вор этих дополнительных условий и их конкретное содержание с юридической точки зрения целиком зависит от воли сторон, то есть потенциальных франчайзера и франчайзи. Сам предмет договора требует, чтобы целый ряд аспектов не оказался упущен­ным, а получил в нем то или иное от­ражение. Поэтому, приступая к состав­лению соглашения, стороны должны четко уяснить себе, о чем они хотят договориться и что будет являться пред­метом их договора. Этим будут предо­пределены все остальные положения, ко­торые будут включены затем в оконча­тельный текст соглашения.

Что же является предметом соглаше­ния о франшизе?

Во всех случаях им является право на использование имени, регуляции и спо­собов ведения бизнеса, имеющихся у франчайзера и зарекомендовавших се­бя на рынке.

Это может быть право на обслужива­ние клиентов с использованием рекламы и торговой марки фирмы–франчайзера (как, например, в системе кафе Мак­Дональдс или в системе фирменных магазинов ADIDAS Sport. Это может быть право на продажу товаров определенного вида (как, например, в  автомобильной  промышленности США, где дилеры часто выступают в ро­ли франчайзи). Это, наконец, может быть право на производство товаров особой конструкции и/или технологии, разработанными   фирмой–франчайзером.

Какими бы ни были различные сферы бизнеса, ведущегося на условиях франчайзинга, предметом соглашения всегда является передача прав и возможностей эффективного ведения бизнеса, которы­ми располагает франчайзер и которые отсутствуют у франчайзи.

Может возникнуть вопрос: почему же франчайзи не заимствуют эти возмож­ности (технологию, рекламные вывески, методы организации и управления), просто изучив их методом наблюдения и не прибегая к заключению договора? Почему сотни тысяч предпринимателей соглашаются платить за право пользо­вания системой франчайзера даже в тех нередких случаях, когда они знают ее во всех деталях?

Ответ на эти вопросы дает понятие ,,промышленная собственность". Оно охватывает широкий круг объектов: изобретения, товарные знаки и знаки об­служивания, промышленные образцы, опытные модели, фирменные наимено­вания и указания происхождения или на­именования места происхождения това­ров. Именно потому, что они защищены и в случае неправомерного заимствования права собственности на эти объекты его можно защитить в су­дебном порядке, потенциальные франчайзи вынуждены заключать договор и получать права пользования соответ­ствующими объектами промышленной собственности за плату.

Таким образом, заключая договор о франшизе, нужно прежде всего опреде­лить, какой именно объект промышленной собственности будет передан от франчайзера к франчайзи и действитель­но ли он защищен от несанкционирован­ного использования и может быть пред­метом продажи.

Это не простой вопрос, и здесь, как правило, требуется консультация юри­ста. Ведь каждый объект промышлен­ной собственности имеет свое специфи­ческое правовое значение и свои спосо­бы защиты. Так например, очень на­дежно защищены права на изобретения, промышленные модели, промышленные образцы. В Патентном законе РФ от 23 сентября 1992 г. детально определены критерии охраноспособности изобрете­ний полезных моделей промышленных образцов, способы и процедуры призна­ния их охраноспособности Патентным  ведомством россии, права и обязаннос­ти авторов и патентообладателей и ав­торов. То же можно сказать и о защите прав на товарные знаки, поскольку за­кон о товарных знаках от 23 сентября 1992 г. содержит подробную регламен­тацию отношений, возникающих в связи с регистрацией, правовой охраной и ис­пользованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Напротив, объ­екты промышленной собственности в виде секретов производства (так назы­ваемые «ноу–хау») защищены весьма слабо. Пожалуй, единственным специ­альным нормативным актом по этому вопросу является постановление Прави­тельства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Правда, существуют примерные фор­мы договоров на покупку–продажу па­тентных лицензий, беспатентных лицен­зий, которыми можно воспользоваться как прототипами при составлении фран­шизного соглашения, но интересы каж­дой из сторон будут более надежно за­щищены, если в подготовке соглашения будет использована помощь опытного юриста. Следует обратить особое вни­мание на такой аспект предмета согла­шения, как исключи­тельность передаваемых франшизопользователю прав. В соглашении должно быть четко определено, будут ли переда­ваемые франчайзером права исключи­тельными и, если это предусматривает­ся, то в границах какой территории. Здесь могут быть различные варианты. Если одновременно с передачей права на товарный знак предусматривается поставка товаров для их последующей реализации, то в соглашении могут быть определены торговые квоты. Мо­жет быть также предоставлена возмож­ность не только пользоваться передава­емыми исключительными правами, но и продавать их, в свою очередь, другим лицам. В этом случае будут иметь место отношения субфранчайзинга. Это зна­чит, что франчайзи, купивший лицен­зию, будет выступать по отношению к тем лицам, которым он перепродает лицензию, в качестве франчайзера.

Специфика предмета договора в от­ношениях франчайзинга обуславливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться им. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, по­ставка оборудования и материалов, об­учение франчайзи методам работы, по­следующее оказание консультативной помощи. Все эти вопросы должны быть отражены в договоре. Если программа практической помощи франчайзи явля­ется достаточно объемной, она может быть вынесена из основного текста до­говора в приложение (которое, разуме­ется, должно быть неотъемлемой сос­тавной частью договора).

Самостоятельный блок условий со­глашения о франшизе—обязательства, которые берет на себя франчайзи. Они также в значительной мере определяют­ся предметом договора. Основное из них—плата за пользование лицензией. Здесь же нужно отметить, что способы установления платы могут быть весьма различными. Обычно они включают в себя единовременный всту­пительный ВЗНОС, плату за лицензию и периодические последующие платежи в виде отчислений от прибыли (роялти). Могут быть установлены и дополни­тельные виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу. Но не исключено, что фирма–франчайзер ограничит платежи со стороны фра­нчайзи по некоторым видам соглашений на определенном этапе развития только единовременной оплаты поставляемого оборудования и материалов.

Из специфики предмета соглашения о франшизе следует также предусматривать среди прочих условий обязанности франчайзи по сохранению репутации (доброго имени) франчайзинговой сис­темы в целом. Это предполагает стро­гое соблюдение стандартов, установлен­ных франчайзером, инструкций по ор­ганизации и управлению предприятием, оговоренной политики цен, участие в маркетинге и рекламе, в совершенст­вовании методов работы.

Как  правило,  предусматривается и финансовый контроль за деятельнос­тью франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, обыч­но включаемых в хозяйственные догово­ры всех видов: о сроках действия до­говора, ответственности сторон, право­преемстве, способах разрешения споров.

Одна из сложнейших задач франчай­зера при составлении им стандартного соглашения о франшизе и исполнении оговоренных в нем обязательств—это поддержание корректного уровня кон­троля над деятельностью франчайзи так чтобы контроль этот не был чрез­мерным. Франчайзеру обычно подаются требования работников предприятия–франчайзи о компенсации или жалобы о нанесенном ущербе от третьего лица, которое понесло убыток во франчайзированном предприятии. Лица, подаю­щие жалобы, утверждают, что франчайзер должен нести ответственность за де­ятельность и оплошности своих фран­чайзи. Во многих случаях основанием для навязывания подобного рода ответственности является право контроля франчайзера над деятельностью франчайзи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.