Рефераты. Опыт планирования в США. Пути и формы его использования в специфических условиях Российской Федераци...

Опыт планирования в США. Пути и формы его использования в специфических условиях Российской Федераци...

Финансовая Академия

при Правительстве Российской Федерации

 

 

 

Кафедра "Менеджмент"

 

 

 

 

 

 

 






КУРСОВАЯ РАБОТА

 на тему № 28


«Опыт планирования в США. Пути и формы его использования в специфических условиях Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы

                                                                                       

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

Москва 1999



СОДЕРЖАНИЕ



Часть 1. Вступление............... Ошибка! Закладка не определена.

 Часть 2. Соединенные Штаты Америки: накануне третьего тысячелетия.       6

Глава 1. Социально-экономическая роль государства в США.... 6

Глава 2. Федеральный бюджет, человеческий фактор.................. 6

Глава 3. Опыт американского государства в управлении социально-экономическими процессами.................................................................................... 8

§1 Опыт США по управлению, регулированию и развитию НИОКР.         8

§2 Опыт американского государства в сфере регулирования социальных процессов.  12

§3 Опыт американского государства в сфере регулирования экономики.  14

    §4    Посткризисная энергетическая программа США 1977 года.     16

§5 Экологическое регулирование в США................................ 19

Глава 4. Американский опыт составления бюджетов развития

(На примере формирования городских бюджетов).................... 21

§1 Принципы учета для финансов штатов и муниципалитетов. 22

§2 Плановые документы для формирования бюджета развития. 27

§3 Формирование пакета инвестиционных проектов............... 30

Глава 5. Развитие способов организации стратегического планирования на микроуровне....................................................................................................... 35

Часть 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................ 40

Таблица…..…………………………………………………………....43

Список литературы.….….…………..………………………………..45

 


ВСТУПЛЕНИЕ.

Для создания эффективной экономики в России необходимо учитывать зарубежный опыт, причем это следует делать как можно более детально и не при решении одной – двух проблем, а практически в каждой отрасли экономической деятельности. Разумеется, далеко не всегда следует напрямую копировать организацию какой-либо сферы экономического устройства других стран, да и возможно это не повсеместно. Однако именно отказ от использования испытанных в развитых капиталистических странах систем, методов и способов регулирования экономики является одной из причин затяжного глубокого кризиса российской экономики. 

К отрицательным последствиям политики экономической либерализации относится и процесс ослабления роли планирования в экономической деятельности, протекающей в стране. Это связано с тем, что при переходе от централизованного планирования к рыночному саморегулированию правительство намеренно отказывалось от традиционных элементов планирования, а заменить их было нечем. Впрочем, это лишь одна сторона серьезной проблемы. Помимо планирования на макроуровне существует планирование деятельности хозяйствующих субъектов. К концу 1994 года около семидесяти процентов всех предприятий было приватизировано и находилось в частных руках. Было приватизировано около двух третей бывших государственных предприятий; девяносто процентов мелких компаний являются частной собственностью; восемьдесят процентов предприятий в секторе обслуживания также являются частными.[1] Если учесть, что в Советском Союзе в течение десятилетий вся деятельность предприятий осуществлялась в соответствии с правительственными планами при фактическом отсутствии конкуренции, то легко представить проблемы, с которыми столкнулись новоявленные частные фирмы. В момент проведения приватизации в России практически отсутствовали квалифицированные кадры, способные планировать деятельность экономических субъектов в условиях как рыночной, так и смешанной экономики. На данный момент ситуация складывается более благоприятно, но все - таки имеет смысл обратиться к зарубежному опыту планирования.

Однако в мире не одно и не два капиталистических развитых государства. Разумеется, лучше всего проанализировать достижения всех так называемых развитых стран и заимствовать полезные для России решения. Но в рамках данной работы я предполагаю рассмотрение Соединенных Штатов Америки как объект для заимствования опыта. Причин такого выбора множество, но главная заключается в том, что США являются наиболее экономически развитой и самой сильной в военном отношении державой с глобальными политическими интересами, занимающую ведущие позиции в системе международных отношений. Естественно, можно найти великое множество причин процветания американского государства. С позиции тематики представленной работы наиболее важной составляющей успеха является хорошая система регулирования и поощрения экономики.

Соединенные Штаты Америки вступают в третье тысячелетие на пике своего могущества. Однако многие факторы благоприятствуют амбициозным претензиям нынешнего президента США Б. Клинтона способствовать вступлению США в двадцать первый век еще более могущественными и процветающими, еще раз показать всему миру преимущества американской модели развития и эффективной своевременной реакции на вызовы времени, с которыми столкнулись все страны, включая американское государство.

Многое в американском опыте неприемлемо для России. Слишком велики различия в истории и культуре, традициях и национальных особенностях. И тем не менее есть и немаловажные общие моменты, в том числе огромная "континентальная" территория, большая численность населения, гигантские природные ресурсы, способность мобилизовать национальную волю на переломных поворотах истории.

Важнейшей особенностью национально-государственного развития США является верховенство права, преобладание нормативных приоритетов над политическими импульсами. Тот факт, что Конституция Соединенных штатов, в отличие от конституций большинства других стран, никогда радикально не пересматривалась, способствовал чрезвычайной устойчивости американской политической системы. После гражданской войны 1861-1865 гг. ни один из острых социальных и политических конфликтов не выходил за рамки правового поля и не решался путем революционного насилия.

Соединенные Штаты Америки – первая в мире президентская республика. На протяжении двух веков было предпринято немало попыток расширить прерогативы Белого дома. Особенно ярко эта тенденция проявлялась в годы холодной войны, когда даже стали говорить об "имперском президентстве". Несмотря на тенденцию к усилению влияния президентской власти, конгресс в основном сохранил свои полномочия, прежде всего в бюджетной сфере.

Соединенные Штаты Америки:                                            накануне третьего тысячелетия.

 

Социально-экономическая роль государства в США.

Федеральный бюджет, человеческий фактор.


Американское государство, выполняя функции удовлетворения социальных потребностей различных групп населения, играет все более возрастающую роль в развитии социально-экономической системы США. Государство решает такие задачи, как определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельности общества; регулирование кредитно-финансовых отношений; развитие экономической инфраструктуры; проведение научно-технической и промышленной политики; развитие социальной сферы и обеспечение внешней безопасности.

В Соединенных Штатах роль государства в экономике проявляется не в прямом контроле над средствами производства, а через регулирование экономических процессов. Однако гигантские масштабы американской экономики придают федеральному бюджету США впечатляющую весомость – примерно 1,8 трлн. долларов. В руках федерального правительства сосредоточены огромные ресурсы. По своим размерам федеральный бюджет США превосходит размеры ВВП всех государств мира, кроме Японии и Германии. Это колоссальные ресурсы, которые обеспечивают возможности для маневра как во внутренней, так и во внешней политике.

Федеральный бюджет является главным инструментом экономического регулирования и перераспределения валового внутреннего продукта. Через бюджет проходит примерно 20% американского ВВП. Это значительно меньше, чем в других развитых странах. Данное обстоятельство – одна из наиболее важных особенностей США, которая отражает специфику развития американского капитализма и политической системы.

Экономическая стратегия администрации Б. Клинтона включает три ключевых элемента: сокращение дефицита, инвестирование в людей, раскрытие зарубежных рынков.[2] При этом государство берет на себя ответственность за обеспечение экономического процветания Соединенных Штатов в XXI в.

Согласно оценкам, на "человеческий капитал" приходится примерно три четверти богатства США.[3] Капиталовложения в человеческий фактор стали главной причиной уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце двадцатого века. Экономическое содержание так называемого социального контракта – стимулирование роста национального богатства страны.

На здравоохранение американцы тратят 14% ВВП, а Россия – только 3%, на образование – соответственно 7,6 и 4,5%, на науку – 2,6 и 0,5% ВВП[4]. Даже по уровню безработицы Россия более чем в два раза опережает Соединенные Штаты. При этом пособия по безработице у нас получает лишь каждый третий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.