В таблице
представлена такая типизация ролей и приводятся примеры для каждой роли. Как
указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот они взаимозависимы
и взаимодействуют для создания одного целого. Межличностные роли вытекают из
полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу
взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя
пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно
заставляет его играть информационные роли и действовать в качестве центра
обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель
способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов,
улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации.
Все эти 10 ролей,
взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от
характера конкретной организации.
Например,
заведующий секцией магазина каждый день взаимодействует с продавцами. Они приходят к заведующему для получения
специального инструктажа о запросах и нуждах клиента, для решения своих
проблем, связанных с работой, а часто - просто пообщаться.
Заведующий
получает большой объем информации о том, как работают секции. Например, в
отношении высказывания клиентов о товарах, информация, по большей части, не
может быть получена из формальных источников, таких, например, как отчет о
проданной продукции. Информация помогает руководителю принимать правильные
решения для урегулирования существующих или потенциальных проблем. И когда
заведующий или руководитель низового звена видится с управляющим магазина, он
передает своему начальнику особенно важные части информации. Они-то и
обеспечивают основу для управленческих решений на более высоком уровне.
В современных
условиях рыночной экономики важным фактором стало информационное обеспечение,
которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия
обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и
деятельности предприятия на высший уровень управления и взаимный обмен
информацией между всеми взаимными подразделениями фирмы осуществляются на базе
современной электронно-вычислительной техники и других технических средствах
связи.
В деятельности
коммерческих структур, представляющих собой комплексы большого числа
повседневно связанных и взаимодействующих предприятий, передача информации
является первостепенным и непременным фактором нормального функционирования
данной структуры. При этом особое значение приобретает обеспечение
оперативности и достоверности информации. Для многих фирм внутрифирменная
система информации решает задачи организации технологического процесса и носит
производственный характер. Это касается прежде всего процессов обеспечения
предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных
предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в
предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из
факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности.
Информация служит
основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для
выработки и принятия соответствующих решений.
Содержание любой
информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых
управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:
n по объекту и качеству -
краткость и четкость формулировок, своевременность поступления;
n
по
целенаправленности - удовлетворение конкретных потребностей;