Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью (с точки зрения математиков эластичность это отношение относительного прироста функции к относительному приросту независимой переменной).
Предлагаю рассмотреть реакцию спроса на изменение цены на товар . Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене , или иначе прямой эластичностью . Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены , то в этом случае спрос эластичен . И , наоборот , если реакция слабая и вялая , то значит ,что спрос неэластичен . Если изменение цены влечет за собой такое же изменение объема спроса , то , значит , эластичность спроса равна единице.
Таким образом , различают три вида эластичности спроса :
· эластичный
· неэластичный
· с единичной эластичностью.
Могут встречаться ситуации , когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены , или , наоборот , обладает бесконечной эластичностью . Например , подорожание хлеба с 1000 рублей до 2500 не вызвало сокращение спроса .С другой стороны , при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время парализовать спрос на подорожавший товар .
А теперь рассмотрим три вида эластичности спроса поподробней.
Эластичный. Так как микроэкономика в современных условиях рассматривает инструмент принятия управленческих решений на уровне одного хозяйствуюшего объекта (предприятия) , группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта ,то мы можем рассмотреть эластичность спроса на примере определения происходящих изменений с денежными поступлениями ; с точки зрения покупателя , что происходит с общей выручкой в случае изменения цены .
Таким образом , если спрос эластичен , уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки . Потому , что даже при меньшей цене , уплачиваемой за единицу продукции , прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены .
Неэластичный. Если спрос неэластичен , уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки . Небольшое расширение продаж , которое произойдет в этом случае , окажется недостаточным для компенсации снижения выручки , получаемой с единицы продукции .
Единичная эластичность. В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений . Потеря выручки , вызванная снижением цены , будет в точности компенсирована расширением продаж . И наоборот , прирост выручки , полученный благодаря росту цены , будет в точности компенсирован потерей выручки , вызванной сокращением спроса .
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса . Спрос с абсолютной эластичностью графически будет выглядеть как горизонтальная линия , а абсолютно неэластичный спрос - как вертикаль.
P P d
d
0 Q 0 Q
Помимо словесного заключения об эластичности или , наоборот , неэластичности спроса часто бывает необходимо дать количественную оценку этой характеристике спроса . Степень эластичности спроса по цене измеряется при помощи коэффициента прямой эластичности :
процентное изменение объема спроса Q P
Е = = : =
процентное изменение цены Q P
(Q -Q ) (P -P )
= :
Q P
В случае линейного вида функции спроса независимо от наклона к координатным осям эластичность будет различной на разных участках .
При одинаковых абсолютных изменениях цен( Р) на всем протяжении линии d одинаковыми будут и изменения объема спроса Q
( Q ).,т.е. - const
P
Однако процентные изменения цен и объема спроса будут разными . В верхней части графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности в точке Р . В нижней части графика все наоборот . Только в середине графика в точке N , эластичность спроса будет равна 1.
Кроме эластичности спроса по цене товара существуют другие виды эластичности спроса , то есть зависимость его от других факторов. К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу . Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя , отрасли , рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода . Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность . Эта эластичность показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар от процентного изменения цены на какой-то другой товар .
А сейчас перечислим факторы ,оказывающие влияние на эластичность спроса :
1.Наличие на рынке товаров-заменителей.
Вообще говоря , чем больше хороших заменителей товара предлагается на рынке потребителю , тем эластичнее спрос на него . С другой стороны чем их меньше , чем их полезные свойства хуже свойств и характеристик данного товара тем эластичность меньше. Также стоит отметить ,что эластичность спроса на продукт зависит от того , насколько узки рамки этого продукта. (Спрос на машинное масло Мобил является более эластичным , чем спрос на машинное масло вообще , но хорошего заменителя масла как такового не существует).
2.Универсальность использования товара. Чем специфичней продукт и его характеристики , тем ниже эластичность спроса на него (инсулин).
3.Фактор времени . Вообще говоря , спрос на продукт тем эластичнее , чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том , что потребитель , как человек , имеет привычки .
4.Доля расходов в бюджете на данный товар . Чем большее место в бюджете занимает данный товар , при прочих равных условиях , тем выше будет эластичность спроса на него . Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета , то изменение цен на него обычно мало влияет на потребительский спрос .
5.Уровень доходов потребителя . Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с различным уровнем дохода также неодинакова.
6.Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у товаров , которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми .
7.”Неоткладываемость” в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары ,потребление которых не может быть отложено на другой срок , крайне низкая.
Теперь обратимся к эластичности предложения. Как и спрос , количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - рыночной цены товара . Эластичность предложения , как и эластичность спроса , колеблется в пределах от 0 до бесконечности . Важнейшим фактором , влияющим на эластичность предложения , является количество времени , имеющегося в распоряжении производителя , для того , чтобы отреагировать на изменение цены продукта . Вообще говоря, следует ожидать, что чем больше по продолжительности время , которым обладает производитель , для того ,чтобы приспособиться к данному изменению цены , тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5