Рефераты. Научно-техническая революция и структурная перестройка производственного аппарата

В конечном итоге ухудшение отраслевой структуры промышленности отрицательно сказалось на эффективности общественного производства и не способствовало выходу экономики страны из затянувшегося кризиса. Отсюда можно сделать вывод, что государство должно управлять структурными сдвигами в экономике, в том числе и в промышленности, для достижения своих ближайших и дальних перспектив[6].

 


1.3.                    Структурная политика переходного периода

Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике – производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных)[7].


1.4.                    Селективная структурная политика. Механизмы реализации селективной структурной политики. Ограничения селективной структурной политики

Важным аспектом переходной экономики является задача по осуществлению структурных сдвигов в национальной экономике в интересах социальной ее ориентации, технического перевооружения производства и повышения его эффективности. Важнейшим инструментом государственного воздействия может стать селективная структурная политика. Избирательность структурной политики предопределяется, во-первых, тяжелым кризисным положением всей национальной экономики; во-вторых, самодовлеющей ориентацией огромной части производственного аппарата на выпуск средств производства; в-третьих, возникшей дезорганизацией механизма общественного воспроизводства и отсутствием инструментария саморегуляции экономического развития; в-четвертых, необходимостью поэтапной переориентации технико-производственного аппарата на новые виды хозяйственной деятельности с целью не только не допустить дальнейшего спада производства, но и стимулировать его расширение на выбранных основных направлениях социально-экономического развития страны.

Селективная структурная политика предполагает реализацию системы государственных мероприятий, подкрепленных созданием финансово-экономических условий заинтересованности хозяйствующих субъектов и направленных на обеспечение перелива капиталов в намеченные к ускоренному развитию сферы хозяйственной деятельности. Она предполагает оказание целенаправленной государственной поддержки выбранным группам предприятий и организаций, способным к относительно быстрой реорганизации, модернизации или переориентации производства.

Опора исключительно на рыночные механизмы селекции жизнедеятельных предприятий и структурных изменений в национальной экономике уже дала разрушительные последствия.

Селективная структурная политика представляет собой общие контуры и внутреннюю структуру наиболее новых организационных форм управления и регулирования отдельных сфер хозяйственной деятельности в виде акционерных и холдинговых компаний, межотраслевых и межрегиональных ассоциаций, финансово-промышленных групп, банковских союзов, совместных предприятий. Другим механизмом реализации селективной структурной политики государства является финансово-кредитное, денежное и налоговое регулирование. Несмотря на то, что данная система регулирования более приближена и полнее вписывается в общий рыночный механизм воздействия на общую экономическую ситуацию в стране, она открывает широкие возможности избирательного манипулирования такими экономическими инструментами, как учетные ставки, рестриктивная или экспансионистская кредитная политика, налоговые ставки и налоговые льготы, не говоря уже об ускоренной амортизационной политике, индексации амортизационных отчислений, регулировании цен, системе преференций и ограничений для иностранного капитала, осуществлении последовательной и гибкой таможенной политики.

Если исходить из того, что осуществление структурных сдвигов в экономике — это задача долгосрочного периода, то структурная политика должна учитывать и исходить из обеспечения процесса общественного воспроизводства, в котором четко просматриваются контуры укрупненной модели межотраслевого баланса и межрегионального экономического равновесия. В связи с этим целесообразно проводить разграничение между приоритетными направлениями развития национальной экономики и структурными преобразованиями в ней. Конечно, это не означает их противопоставления друг другу, но, подчеркивая их взаимосвязь и определенное единство, необходимо помнить об их различии.

Выделение приоритетных направлений развития экономики — это скорее экономическая политика, сориентированная на решение возникающих текущих проблем. Следовательно, она имеет в своем составе мероприятия в большей степени средне- и краткосрочного характера. Задача заключается в принятии экстренных и неотложных мер воздействия на хозяйствующие субъекты путем создания благоприятной или неблагоприятной рыночной, финансово-кредитной среды в соответствующих сферах, чтобы добиться в них улучшения положения.

Когда речь идет о структурной перестройке народного хозяйства такого уникального государства, как Россия, необходимо добиться более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев российской экономики. Суть структурной политики — сформировать оптимальную структуру народнохозяйственного комплекса, чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества ресурсы. Поэтому структурную политику необходимо отнести к всеобъемлющему макроэкономическому мероприятию, тогда как приоритетные направления развития экономики носят и мезо-, и микроэкономический, но всегда избирательный характер.

Механизмы реализации селективной структурной политики. Определяющим критерием государственной селективной политики является повышение технического уровня эксплуатационных и потребительских характеристик продукции и организация ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений. Это требование предопределяется необходимостью осуществления изменений в самой номенклатуре и структуре выпускаемой продукции и используемых технологических приемах обработки. Такой подход позволяет осуществить комплексную увязку изменений в одной сфере хозяйственной деятельности с преобразованиями во всех смежных видах производств, выступающих в качестве как поставщиков агрегатов, узлов, деталей, комплектующих изделий, так и потребителей готовой продукции.

Селективность структурных сдвигов диктует необходимость выделения в качестве приоритетных конкретные сферы хозяйственной деятельности, воздействуя на которые, можно было бы получить мультипликационный и кумулятивный эффекты структурных изменений во всем народнохозяйственном комплексе. При этом определение приоритетных сфер деятельности в свою очередь диктует необходимость достижения вполне определенных целей.

В частности, можно выделить в качестве приоритетного направления конверсию предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Один из наиболее рациональных путей ее проведения — это максимальное использование интеллектуального, научно-технического потенциала и имеющихся научных результатов, конструкторских разработок технологического оборудования и оснастки в родственных производствах, выпускающих продукцию гражданского назначения. В этом случае решается вопрос не простого насыщения рынка потребительскими товарами, но и организации высокоэффективных и технически современных видов производств. Следствием этого может быть изменение структуры не только производства, но и потребления товаров и услуг, предназначенных для населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.